e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

В настоящее время появляются специализованные порталы для создания и ведения электронного портфолио. Особенное распространие эта технология получила в США, Великобритании и в других странах. Появился такой портал и в русскоязычном Интернет.
Ведение портфолио в социальной сети 4portfolio.ru позволяет накапливать, систематизировать, красочно представлять и оценивать индивидуальные достижения пользователя за весь период обучения от детского сада до вуза. И после окончания вуза есть возможность вести портфолио, как портфолио профессионала.

Основная цель формирования портфолио студентов – сбор и представление основных достижений в процессе его обучения в вузе. Веб-портфолио студента содержит комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений и личных успехов студента: доклады, рефераты, курсовые работы, отзывы преподавателей о его работе. Портфолио является современным средством индивидуальной оценки образовательных достижений обучаемых. Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий красочно представлять результаты, достигнутые студентом в учебной, научной, исследовательской, творческой, социальной деятельности за время обучения в вузе.

Очень удобно использовать портал для размещения контрольных работ, обсуждений тем и разделов курса. Когда студент размещает свои работы в открытом доступе и другие студенты обсуждают его материалы, комментируют, они проявляют чудеса креативности. Эти контрольные работы серьезно отличаются от работ, которые сдаются преподавателю в бумажном виде и никто кроме преподавателя их не увидит.
Совершенно иначе студенты относятся к работам, опубликованным в открытом режиме.
И еще одну особенность работы со студентами на портале 4portfolio.ru хотелось бы отметить: они восприняли такой подход совершенно обычно, как-то даже обыденно. Для них это было совершенно привычно, они разместили на своих страничках очень интересный материал, добавили фото, видео, картинки, с удовольствием общались, обсуждали работы друг друга.
Они даже не догадались, что такой подход использован впервые. Это меня удивило и порадовало.
Если кто-то использовал подобную технологию в работе со студентами, поделитесь, пожалуйста!

Представления: 3274

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Светлана Валерьевна,
идея отличная, и Вы правильно ставить вопрос именно о технологии. Я использую платформу Moodle, в ней сконструировал весь цикл балльно-рейтинговой системы вуза, с воможностью открытой публикации лучших рейтингов. В этой же платформе есть замечательный модуль с таким же названием Портфолио.  Есть в этой платформе и и другие инструменты процедурной реализации того, о чем Вы говорите.
Посмотрел Ваш проект, выполненный на Mahara. При беглом осмотре не увидел сопособов социального признания достижений участника. Т.е. что написал о себе участник, то и есть портфолио?
Тут шрифт резко отличается от основного. Иконки где-то уже много раз видел. Дизайн скромный. Делаете на собственном энтузиазме? Тогда не плохо для начала. Может в Mahara есть т.н. "лайки"?

Я тоже использую moodle, а портал 4 портфолио в дополнение для размещения контрольных работ студентов, обсуждения этих работ, создания сообществ студентов, которые позволяют собраться всем в одном месте и обсуждать выложенные работы и пр.
По поводу социального признания. Мы умышленно не используем лайки. Дело в том, что автор странички портфолио имеет возможность открывать ее только тем, кому посчитает нужным. В этом случае рейтинг просмотра и лайки теряют смысл. Если он открыл свою страничку только одногруппникам, то лайков будет мало. Здесь все связано с безопасностью персональных данных, особенно это актуально для школьников и дошкольников.
Социальный аспект проявляется в обсуждении работы другими студентами. Именно поэтому они стараются. Помимо этого можно ведь реализовать и рефлексию с антиципацией.
Иконки стандартные, мы пока не видим смысла их менять, сейчас идет интенсивная работа по совершенствованию функционала портала. Уже придумали новые иконки, но это не первостепенная задача, мы еще далеко не все сделали из запланированного. Делаем не только на энтузиазме. Есть небольшое финансирование проекта. Регистрируйтесь, будет интересно узнать ваше мнение о работе.

Вести в ВУЗе портфолио студент не станет. Нет смысла. 

Сегодня российский ВУЗ не стал тем местом, где есть перспектива.

Зачем тогда портфолио?

Портфолио нужно для того, чтобы продемонстрировать работодателю свои достижения.
Карьерный портфолио позволит доказать, что претендент на должность действительно заслуживает ее. Особенно актуально это в условиях, когда работодатели принимают на работу выпускника малоизвестного вуза. Этот выпускник может быть ценным кадром, а может и наоборот. Как узнать об этом?
На портале 4portfolio.ru он может вести странички своего портфолио, открывать наиболее интересные для просмотра, собирать отзывы, полученные дипломы и сертификаты.
Портфолио уже ведется в дошкольном образовании, обязательно в начальной школе. Портфолио собирают учителя и ученики.
В цивилизованных странах уже не обсуждается необходимость ведения портфолио. Всем понятно, что это просто жизненная необходимость.

Мне частенько приходилось брать на работу сотрудников. Опираясь на свой прошлый опыт, могу подтвердить, мне всегда удавалось разузнать о кандидате все, что мне было необходимо о человеке без всякого интернета. Начиная от просьбы рассказать о своих умениях и заканчивая телефонным звонком учительнице (командиру) там, где он учился (служил). И ни разу, если не считать тех "подарков", которые мне навязывало большое начальство (обычно для перевоспитания), выбранные мной кандидаты не подводили ни меня, ни мое руководство.
Скепсис Игоря поддерживаю. К сожалению для выпускников.

Я тоже много лет руководила коллективом, заведовала кафедрой, была проректором, но не отказалась бы узнать о кандидатах немного больше. Да и грех не воспользоваться возможностями новых технологий. Мы живем в другом мире: открытом и информационно насыщенным. Для наших студентов (аборигенов цифрового мира) это совершенно привычные технологии, а вот нам (цифровым иммигрантам) приходится привыкать к этому цифровому окружению.
В школе к портфолио уже привыкли, а вот в вузах, действительно, пока наблюдается скепсис.
Причем этот путь прошли уже многие педагоги и студенты в разных странах. Результат везде одинаковый: распространение технологии портфолио.
Будем надеяться, что и мы пойдем по этому пути.

В школе затея устроить шоу достижений учеников более чем понятна.
На счет цифровых аборигенов и иммигрантов еще вопрос, кому больше привыкать.
Никто не говорит, что знать больше это грех. 
А вот проиллюстрировать хотя бы одним примером такого портфолио хотя бы одного студента хотя бы в одной стране в любом вузе было бы крайне познавательно. Статей полно по теме, а есть реальные примеры? Вместе с курсовыми, с отзывами преподавателей и т.п. Вот такой пример для архитекторов или дизайнеров мне понятен и знаком, но это хорошо для некоторых специальностей.
И прошу уточнить, Светлана Валерьевна, у Вас в топике вопрос по технологии или актуальности ведения портфолио? 

В школе все понятно- поднялся шум вокруг ЕГЭ и портфолио достижений серьезно компенсирует его недостатки.
Но, например в США портфолио "спустилось" из вузов в школы. По этому поводу очень много замечательных публикаций у профессора Hellen Barrett.
Летом, проект, очень похожий на наш был запущен в Новой Зелландии. Нас это и огорчило, но и вдохновило. Мы поняли, что идем в правильном направлении.
Если есть желание познакомиться с примерами реальных портфолио, можно зайти на сайты Оксфорда и Кембриджа. Там есть примеры. В Великобритании особенный бум по поводу портфолио был где-то в 2005-2006 году. Сейчас, когда эта технология реализована в том или ином виде во всех учебных заведениях всех уровней, шум поутих, они, в основном, сравнивают эффективность различных ит-систем, в том числе LMS для ведения портфолио, их достоинства и недостатки. Об актуальности уже никто и не спорит.
Я с 2001 года ежегодно выезжала на выставки в Великобританию, в том числе, изучала опыт создания и ведения портфолио, читала отчеты об исследованиях в этой области, анализировала актуальность введения этой технологии в нашей стране. Наконец, год назад команда из преподавателей и ИТшников из двух Рязанских вузов приступила к этой работе. Мы еще не все сделали из запланированного. Идет работа по написанию инструкций, методических рекомендаций для всех категорий пользователей и пр. Мы совершенствуем функционал системы.
Думаю, что настало время для введения этой технологии в нашей стране.
В том числе, карьерного портфолио студентами вузов. Особенно в условиях, когда вузов расплодилось огромное количество и работодателю понять кого он принимает на работу достаточно сложно.
Присоединяйтесь -это бесплатно для всех категорий пользователей.
Можно передать права администрирования ведения портфолио представителю вашего вуза, но это будет стоить от 1 тыс. рублей в год. Сумма символическая, но позволит заключить полноценный договор.
По поводу примеров портфолио в нашей стране сказать сложно.
В публикациях на тему портфолио обычно фигурируют три вида портфолио:
Бумажный, портфолио-витрина (например, презентация), портфолио-сайт.
Таких универсальных социальных сетей для ведения портфолио в нашей стране пока нет. Хотя в последнее время и в нашей стране стали появляться специализированные порталы для ведения портфолио учителей. Они жестко регламентируют контент. Например, я зачем-то должна написать и выставить на всеобщее обозрение любимую книгу, свой девиз и пр. Все как в пионерском лагере. Другие жестко регламентируют так называемые инфоблоки.
Для детей это не подходит, т. к. о безопасности персональных данных никто и не задумывается. Все в открытом доступе.
Я зарегистрировалась на многих их них. Думаю, это хорошо, что подобные порталы стали появляться. У пользователей есть выбор. Надеюсь, что постепенно к созданию портфолио будут приобщаться не только дошкольники, школьники и учителя, но и студенты, преподаватели вузов, профи.
А вот в каком виде, в каком формате они будут представлять свои достижения, будет зависеть от их креативности, от таланта.
Первые шаги моих студентов на этом поприще вдохновляют. Они меня удивили и порадовали. Надеюсь, что и Ваши студенты Вас порадуют.
А я с благодарностью выслушаю Ваши пожелания и замечания.

Светлана Валерьевна,
к сожалению, ни один пример Вами так и не представлен. Читать по третьему разу про актуальность тотальной порфтолизации интереса уже мало. Мои студенты в своих электроннах курсах выполняют индивидуальные и групповые задания, проявляют творчество в своих предметах, в т.ч. и у разных преподавателей. Но у меня нет никакого желания предлагать мои коллегам выставлять на общее обозрения все то, что они там творят. С оценками, с рецензиями, курсовыми и т.п. Научные публикации, участие в конкурсах, состязаниях, социальных проектах и т.п. - это все у них и так есть.
Меня пугает абсолютная открытость и незащищенность вашей идеи. Интернет такая громадная масса неожиданностей, что Вы себе не представляете. Любой негодяй может обидеть кого угодно и поломать чью-то жизнь. Мне достаточно, что учебные группы закрыты, доступ имеется к ним имеется только у узкого ограниченных лиц )). Очень часто в работе преподавателя работает принцип - не мешать ему работать. Т.е. нам надо вместе подумать хорошо над вашей идеей.

А почему вам не понравились портфолио студентов Кембриджа или Оксфорда?
Могу дать другую ссылку. http://architectureandplanning.dal.ca/architecture/visitors/student...
Или https://portfolio.du.edu/pc/port?portfolio=issta
В сети можно найти сотни и тысячи вариантов портфолио. Никогда не задавалась целью сохранить все эти ссылки. Они легко находятся.
По поводу закрытости. Совершенно верно, каждый студент должен сам решить что ему выставить, а что открыть для всех пользователей. У нас предусмотрена возможность открытия или закрытоия каждой странички. Можно открыть страничку конкретному человеку на 1-2дня и пр. Вопросы безопасности очень важны. Но не корректные комментарии можно удалить. Это тоже предусмотрено.
Подумать, конечно же можно. Я уже много лет думаю и прекрасно понимаю, что подводных камней очень много.

Сервис портфолио уже сложился в Интернете:
1. Всемирные и всероссийские социальные сети с размещением портфолио на собственной страничке в Вебе.
2. Существуют, и весьма успешно, многочисленные кадровые агентства. Они удобны, хорошо известны работодателям, вполне оправдывают своё предназначение, имеют приложения для мобильных устройств.
Если говорить о приведенных примерах, то, безусловно, такой ресурс может быть успешным в составе портала ВУЗа-бренда. Однако, такие ВУЗы НИКОГДА не уйдут в аутсорсинг с информацией о своих студентах.
Возможно, основная аудитория такого ресурса – школы, среднее образование и как обучающий ресурс. Есть, правда, ещё не охваченные идеей «портфолизации» ДВЕ категории наших сограждан..

Об одной Вы пишите в разделе «О проекте» - ВОСПИТАННИК ДЕТСКОГО САДА…


Ещё ПЕНСИОНЕРЫ есть.


Светлана Валерьевна!

Игорь, Вы очень пессимистично на все смотрите.
Не думаю, что отечественная система образования останется в стороне от мировых трендов. Студенты формируют свое портфолио не ради вузов, а ради самих себя. Понятно, что не каждому студенту есть что представить в качестве успехов и достижений. Есть студенты, которые тихо "высиживают" и "выхаживают" свой диплом. Им либо просто безразлична их дальнейшая судьба, либо родители все равно устроят на теплое местечко, где знания не особенно требуются.
Но в вузах учатся еще и нормальные, трудолюбивые, амбициозные студенты. Именно они с удовольствием воспринимают все новое и прогрессивное. Им это интересно. Да и в соответствии с таксономией Маслоу наивысшие потребности человека-это потребности в признании и самовыражении. Молодым особенно важно самовыражение.

Ответить на обсуждение

RSS

© 2019   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования