e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

Как сделать дистанционный курс из тонны нормативных документов?

Добрый день, коллеги!

Обращаюсь к Вам за помощью.

Интересен опыт тех коллег, у которых стояла задача переработки тонны нормативных документов в легкий, интерактивный курс. Поделитесь, как вы это делали?

Особенно интересно мнение тех, у кого есть опыт работы в банковской сфере и кто знает, что такое ПОД ФТ и как этот процесс важен для банков.

У нас стоит задача сделать качественный современный курс по этой теме силами внутренних разработчиков (сценарий+техническая разработка), по содержанию будем привлекать внутренних предметных экспертов. При этом, сам процесс ПОД ФТ имеет много нюансов и все это сопровождается тоннами нормативных документов.

Я очень прошу поделиться опытом создания курса по этой теме (или другому сложному процессу с обилием документации), примерами курсов, а также любой информацией вокруг этой темы.

Заранее всем большое спасибо!

Представления: 804

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Екатерина, добрый день! 

Вы не одиноки. Сам делал такой курс и понимаю в чем сложность. В Украине дана тема имеет немного другое название ("Финансовый мониторинг"), но сути это не меняет. 

Чтобы было эффективно и в легкой форме – без комплексного подхода не обойтись.

Мы поступили следующим образом. Сперва мы разделили возможных виды обучение с финансового мониторинга на следующие направление:

  • "Вступительный инструктаж" (фактически базовое обучение для новых сотрудников, или при переводе сотрудников на новую должность);
  • "Повышение квалификации" (проводится 1 раз в год)
  • "Плановый инструктаж" - в случае внесения изменений.

Соответственно учебные активности и формат обучения для каждого направления будет отличаться.

На следующем этапе важно понять, что нужно включить в обучение для каждой ЦА. Так как заказчик будет настаивать на том что нужно учить всех и всему J.

Здесь проще разобраться на приме курса для Вступительного инструктажа, так как данный курс будет разработан для новых сотрудников, которые не в теме (если пришли без опыта) или в теме, но под другим углом (сотрудники с опытом, которые пришли с других банков).

Первый шаг. Составьте список должностей или направлений работы, для которых будет разрабатываться курс.

Второй шаг. Напишите для каждой ЦА ответы на три вопроса:

  1. Что должен делать слушатель в итоге?
  2. Какие шаги он будет делать в реальной жизни?
  3. Какие есть особенности для каждого шага? Тонкости? Трудности?

Третий шаг. Для каждого шага напишите, что сотрудник должен знать/уметь делать для того что бы выполнить действия правильно?

Маленький совет при выполнении первых 3 шагов – отключить мозги и только фиксировать. На данном этапе Вам помогут эксперты как со стороны заказчика, так и со стороны профильного бизнес-направления, + опытные сотрудники из нашей ЦА.

Далее для удобства сведите полученную информацию в одну таблицу. После этого обратите внимание на 2 вещи:

  • что есть общего и что кардинально отличается для каждой ЦА. Так как курс Вам придется делать его из несколько модулей. У меня их 5. Некоторые из них будут общими, а остальные отличаться для каждой ЦА.
  • что уже есть в других курсах.


Александр сказал(а):

Екатерина, добрый день! 

Вы не одиноки. Сам делал такой курс и понимаю в чем сложность. В Украине дана тема имеет немного другое название ("Финансовый мониторинг"), но сути это не меняет. 

Чтобы было эффективно и в легкой форме – без комплексного подхода не обойтись.

Мы поступили следующим образом. Сперва мы разделили возможных виды обучение с финансового мониторинга на следующие направление:

  • "Вступительный инструктаж" (фактически базовое обучение для новых сотрудников, или при переводе сотрудников на новую должность);
  • "Повышение квалификации" (проводится 1 раз в год)
  • "Плановый инструктаж" - в случае внесения изменений.

Соответственно учебные активности и формат обучения для каждого направления будет отличаться.

На следующем этапе важно понять, что нужно включить в обучение для каждой ЦА. Так как заказчик будет настаивать на том что нужно учить всех и всему J.

Здесь проще разобраться на приме курса для Вступительного инструктажа, так как данный курс будет разработан для новых сотрудников, которые не в теме (если пришли без опыта) или в теме, но под другим углом (сотрудники с опытом, которые пришли с других банков).

Первый шаг. Составьте список должностей или направлений работы, для которых будет разрабатываться курс.

Второй шаг. Напишите для каждой ЦА ответы на три вопроса:

  1. Что должен делать слушатель в итоге?
  2. Какие шаги он будет делать в реальной жизни?
  3. Какие есть особенности для каждого шага? Тонкости? Трудности?

Третий шаг. Для каждого шага напишите, что сотрудник должен знать/уметь делать для того что бы выполнить действия правильно?

Маленький совет при выполнении первых 3 шагов – отключить мозги и только фиксировать. На данном этапе Вам помогут эксперты как со стороны заказчика, так и со стороны профильного бизнес-направления, + опытные сотрудники из нашей ЦА.

Далее для удобства сведите полученную информацию в одну таблицу. После этого обратите внимание на 2 вещи:

  • что есть общего и что кардинально отличается для каждой ЦА. Так как курс Вам придется делать его из несколько модулей. У меня их 5. Некоторые из них будут общими, а остальные отличаться для каждой ЦА.
  • что уже есть в других курсах.
Александр, спасибо Вам за развернутый ответ! Сразу чувствуется, что вы очень глубоко погружены в эту тему) Вы совершенно верно все говорите, тоже предлагала заказчику поделить по ЦА, но он категорически отказался. По всем видам инструктажа (вводный, плановый) будет один курс - не смогли договориться на разные. В итоге пока остановились на том, что будет общий вводный модуль, модули по тематическим блокам, внтури которых будет теория для всех и практика по видам ЦА (только здесь заказчик согласился поделить). Александр, как вы внутри курса работали? как договорились с заказчиком по обилию нормативных документов - куда их спрятали? Был ли у вас какой-то сюжет в курсе? если да, то какой?

Я сначала сделал курс одним целым (5 разделов внутри одного курса). Среднее время на прохождения занимало в слушателей около 2 часов, после 3 месяцев мне пришлось его переделать. Завтра попрошу Марину Литвинову дать ссылку на мои комментарии относительно времени прохождения цельного курса и отдельно стоящих модулей. 

Обновленная версия курса состоит с тех же пяти разделов, но уже с 10 отдельно стоящих модулей, так удобно их править в случае внесения изменений и уж если Вы планируете использовать курс для «планового инструктажа», то назначать слушателям только отдельный модуль, по которым необходимо отобразить изменения.

Касательно работы с заказчиком и объемом материала. Заказчику было предложено, что в экранах курса должна быть только очень важная информация и только нормальным «человеческим» языком.

Пример: Нужно было дать определение что такое идентификация и верификация. Заказчик настаивал, что оно должно быть таким как в Законодательстве. Мы включили данное определение ссылками на отдельные километровые пункты. Далее задали вопрос слушателю понятно ли ему данное определение или нужно упростить. После выбора «ДА» мы давали тоже определение, но уже более понятно. На третьем шаге упрощения у нас вышла инфографика с трех элементов с понятным визуальным якорем.

Еще одну часть теории мы зашили в курс в виде всплывающих контекстных окон. Ранее я писал, что курс направлен на новых сотрудников банка, которые могут быть как с опытом работы в банке, так и без него. Что бы достигнуть баланса между «много, но скучно – для имеющих опыт» и «кратко, но не до конца понятно – для без банковского опыта». Мы с помощь всплывающих контекстных окон удерживаем данный баланс. Но важно помнить, что данная техника будет работать только в двух случаях:

  • всплывающие окна не являются обязательными для открытия (то есть навигация в курсе открыта и не нужно кликать по всех возможных активных элементах курса)
  • слушатель понимает, что на при нажатии на данные элементы может получить дополнительную информацию.

А теперь самое «больное» для заказчика: самую большую часть теории мы вынесли за рамки курса в виде отдельных файлов, которые можно скачать. При этом – это самая важная теория по словам заказчика, и я с ними согласен и именно поэтому мы ее размещаем вне рамок курса.  Если Вы дадите ссылку на внутренний нормативный документ в том виде, в котором он есть – это не сработает и как со стороны слушателя, так и со стороны заказчика будет сопротивления. Поскольку это часть теории является самой важной в работе слушателя, Вам необходимо переделать данную теорию в справочные документы подсказки, которые слушатель скачает, распечатает, подложить себе в папку и будет постоянно к ней обращаться в процессе работы. И когда заказчику продаешь вот такую идею – они соглашаются. Просто поймите ресурс мозга – ограничен и он не способен запомнить такой объем информации. «Умный не тот, кто все знает, а тот, кто знает где найти». К примеры такими файлами могут быть таблица документов, которые необходимы для проведения идентификации в разрезе типов; признаки внутреннего финансового мониторинга и т.д.

Теперь касательно, как замотивировать слушателя скачать и прочитать данные документы? Я делал в курсе практикумы (кейсовые задания), которые содержали теорию из данных документов. В курсе мы с помощью переменных отслеживали – нажимал ли сотрудник на ссылку, если нет:

  • то перед практикумом выдавалось информационное окно, в котором мы информировали, что в задании может использоваться задания на теорию, которая есть в данном файле и давали рекомендацию скачать и прочитать;
  • если отвечает не верно и ранее не скачивал дополнительный документ, мы с помощью всплывающего окна даем рекомендации: скачать и изучит.   

Также кроме практикумов (обычно в конце раздела или модуля) в курсе присутствуют активизирующие задания (вопросы), типа «Как вы считаете ….» и другие.

По подачи теории – я использовал принцип тройной озвучки с тренингов: мы будем говорить об…, мы говорим об…, мы говорили об… То есть важные определения мы время от времени повторяем: другими словами, в разных контекстах и т.д.

Опять вышло много букв, уж простите… 

Александр, добрый день!

Большое спасибо за много букв)) очень важная и полезная информация!

Я согласна со всем, что вы говорите, особенно по поводу "ресурс мозга ограничен".

Многие примёмы мы уже используем, но некоторые стали небольшим открытием.

Например, что можно предложить выбор обучаемому посмотреть определение "как в документе" или упрощенный вариант. Мы как-то до этого не додумались еще))

Также интересно, что можно сделать практикумы на проверку важной для заказчика теории.

Эти вещи обязательно попробуем реализовать.

Еще родился такой вопрос  - был ли у вас в курсе сюжет, персонажи?

Я когда стала гуглить эту тему в интернете, то нашла только вот такой пример курса по данной  теме. Про итальянскую мафию))

http://www.snapsim.ru/projects/project-6.html

Был персонаж в курсе и простой сценарий так как был ограничен и по времени так и по ресурсам.



Александр, спасибо, что отвечаете!

Тема по-прежнему очень актуальна))

Простой сценарий - можно немного подробнее, что это примерно было?

Кем был персонаж в курсе? Мы как раз размышляем над этим (нужны ли они и какую роль могут выполнять).

И еще вопрос - материал сами "обрабатывали" (выделяли главное, упрощали текст) или это больше делал сам эксперт по теме?

У нас дилемма: делать самостоятельно и показывать вариант заказчику, чтобы он его согласовывал (понятно, что все переделает, но будет хотя бы база, где черкаться) или набрасывать крупные блоки курса и наполнение просить у заказчика (но придется ждать, так как у заказчика, как обычно нет времени).

Как строилась работа у вас?

Екатерина, доброе время суток.

Касательно работы с экспертом - мне, наверное, было проще, так как:

1) в начале своей карьеры я работал специалистом в отделении банка и сам варился в этой теме.

2) на предыдущем месте работы помогал специалистам с финансового мониторинга в составлении и написании очной программы обучения по вопросам ФМ.

3) на магистратуре был такой предмет и очень интересный преподаватель;

4) заказчик мне предоставил свои презентации с очного обучения, которые он использовал на предыдущем месте работы. 

Касательно всего остального у меня работа была построенная следующим образом:  

  • в декабре мне предоставили все материалы, которые были в банке (положения, инструкции, порядки) также была презентация эксперта, которую он использовал при проведении очного семинара;
  • очная встреча с экспертом на которой был только один вопрос: Какие действия должен выполнять сотрудник в реальной жизни (по возможности в разрезе ЦА и как можно подробнее)
  • до конца декабря я параллельно с разработкой другого курса, изучал предоставленный материал и делал наброски исходя из полученных ответов на очные встречи;
  • очная встреча с экспертом – основной меседж встречи «Правильно ли я понимаю, что на этом сотрудник должен выполнить такие действия». Какие есть подводные камни. Что они сейчас делают или не делают. Почему?
  • в январе была приблизительная структура, но не было связки между отдельными элементами курса, и самое главное - мотивационной части «Зачем это нужно сотрудникам»;
  • очная встреча с экспертом для постановки задачи по написанию кейсовых заданий;
  • разработка сценария курса и сборка;
  • в начале февраля готовый курс для вычитки экспертом и внесения правок при необходимости.

По упрощению текста и формулировок – пришлось напрячься самостоятельно, так как эксперту свойственно говорить на языке нормативных документов. Много спорили в курилке по данному вопросу – но доводы были приняты и доверились моему опыту.

Персонаж в курсе выполнял простые действия – ознакомить с общей структурой курса, навигацией в курсе, рассказать краткую историю или навести факты, задать риторические или уточняющие вопросы, подвести итоги по изученному разделу или отдельному блоку материала, рассказать о правилах выполнения практический заданий   и т.д. И САМАЯ главная его задача была говорить на языке «людей»: простыми, понятными и краткими предложениями.

Под простым сценарием имел введу, что это: не игра, не было много персонажей и различных развитий сюжетных линий.  

Курс был построены следующем образом:

  • мотивационный блок – основной упор на эмоции;
  • краткая вводная часть: общая система ФМ; система ФМ в банке; что будет если мы будем нарушать требования; как избежать потери лицензии банка и принятие личностной ответственности.
  • инфо-блоки, которые соответствовали последовательности действий сотрудников в реальной жизни (теория, практические задания на понимание материала и активации внимания слушателя, повтор теории под другим углом – помните я писал о спиральке: мы будем говорить, мы говорим, мы говорили);
  • после каждого инфо-блока – практические кейсы на закрепления, как на теорию, которая была в курсе так и по материалам, которые мы вынесли за рамки курса;
  • инфо-блок + практика (и так по всем шагам действий сотрудников)
  • БОЛЬШОЙ ВЫЗОВ: практикум который объединял всю изученную теорию и все практические задания, которые были ранее. 

Александр, здравствуйте! Большое вам спасибо, что выделяете время и так развернуто делитесь опытом. Он бесценен и очень полезен, потому что сейчас как раз идет у нас работа над сценарием. Самое главное, что я вижу, что мы движемся в нужном направлении, потому что многие вещи у нас с вами совпадают.

То, что вы написали будет для меня ориентиром в работе.

Если не возражаете, то в процессе работы я еще у вас поспрашиваю.

Еще раз огромное Вам спасибо!

Успехов Вам в работе. Будут вопросы обращайтесь.

Екатерина, соглашусь с Александром, что нужно не переработать тонну документов, а идти непосредственно от учебных целей. 

Добавлю только, что некоторые материалы курса можно делать с помощью Information Mapping (в конце концов этот метод и был придуман для документации). Денис Якорев делал хороший вводный вебинар на эту тему:

http://wiki.itorum.ru/2015/07/%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%...

(там же есть ссылка на его пост про описание метода)

Максим, добрый день!

Спасибо, что заглянули, а также за материал, обязательно ознакомлюсь!


Екатерина, если Вам это по-прежнему актуально, вот ссылка на пример курса, который я делала в банке http://effectivelearning.ru/?page_id=4#norm.

Мы именно "перерабатывали тонну документов". Но как раз из-за этого удалили из курса разные иллюстрации, персонажей и прочее. Замысел был том, чтобы интерфейс способствовал просмотру текста. Поэтому было разработано всего 4 типовых слайда и все оформление выполнялось только в их рамках.

Идеально - дополнять курс кейсами для каждой целевой аудитории. На практике, не всегда есть время для этого, т.к. сроки ознакомления с изменениями очень жестко регламентированы законодательством.

Ответить на обсуждение

RSS

© 2019   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования