e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

Источник: http://i-elearning.ru/

Хочу поделиться своими выводами о выставке-конференции «Образование 3.0» (31.10-2.11.13). Скажу сразу, что пока это самое унылое мероприятие такого уровня из тех, что я посещал начиная с 2005 года. Но есть удивительно ощущение, что это первая конференция e-learning, в ходе которой появилась спонтанная, но очень важная и глобальная Идея. Идея не звучала в докладах, но постоянно всплывала в ходе коротких дискуссий среди тех, кто реально находится на передовом крае e-learning (я не про тех, кто себя причисляет к ним сам).

Идея примерно такая: Технологии уже проникли в нашу жизнь настолько глубоко и так быстро меняются, что больше не сбивают с толку своей «инновационностью» и понимающим людям становится ясно, что если снять скучного лектора на 3D камеру, дать всем обучающимся проходить тесты на самых навороченных планшетах, а оценки писать мелом на интерактивной доске, то мы никак этим не приблизимся к эффективному обучению!  Сейчас школы заваливают интерактивным оборудованием, вузы и компании понаставили себе LMS и клепают пачками «электронные курсы». И везде примерно одна философия — чем больше новых технологий, тем круче! «Даешь видео, интерактивные ролики, подкасты, 3D модели, дополненную реальность и все что есть! И пофиг, что не знаем, как это эффективно использовать, что нет методик — зато — инновации!!!» Почти никто не знает даже элементарных методик, которые могут сделать вполне эффективным даже простой слайдовый курс из текста, картинок и простых интерактивных элементов, но многие готовы списать эти технологии в утиль и гонятся за очередными новшествами! Меняют платформы, инструменты, форматы, замахиваются на мобильное обучение, а про то что бы научить людей методикам и выстроить систему — забывают (да и кто нучит?). У кого-то нет ни выстроенной системы, ни понимая о важности методик при разработке курсов, но они уверенны, что у них-то уже есть e-learning, просто сам по себе этот e-learning малополезная штука. У других есть система, но курсы это «перевернутые учебники» с красивыми вставками и они при этом с удивлением рассказывают, что люди разучились учиться и совсем немотивированные (в одном докладе даже подчеркнули, что они не могут на это влиять и даже не рассматривают это!!!).

Как же было грустно услышать от уважаемых коллег из «МИИТ Эксперт», что они на полном серьезе автоматизировали процесс оценки качества курсов по количественным (!) критериям: количество иллюстраций, количество роликов, долина предложений, типы вопросов и т.п.  Представляю какая была проделана работа и понимаю, что в их ситуации лучшего не сделать, НО представьте абсурдность того, что картины будут сравнивать по количеству и длине мазков, а художественные книге по длине глав и предложений? Да, можно сделать курс из одного модуля с минимальным набором картинок и вопросов, а при этом он будет захватывать не хуже хорошего детектива и процент успешно прошедших курс будет не 9%, как в пресловутых MOOC, а примерно 150% (это когда под «учеткой» коллеги начинают проходить курс, кторый им не положен по должности). Прозвучало что в РЖД выпускают почти 100 «курсов» в месяц, качество которых оценивают именно по такой методике… Слов нет…

Очень опытный специалист Игорь Скальский поддерживает мысль о том, что хватит уже гонятся за новыми технологиями, а надо научится пользоваться тем, что есть уже давно. Правда меня смущает уверенность в том, что контент сделанный самостоятельно опытными преподавателями плохо дружащими с компьютером и  не представляющих о педдизайне (и просто дизайне), может работать эффективно. Скорее все работает вопреки этому контенту — благодаря выстроенной системе и наличию большой потребности (лучше, чем ничего!).

Ближе всех к пониманию того что такое методики и как это важно находятся компании занимающиеся разработкой игровых учебных курсов. Но и у геймификаторов e-learning, есть замашки к тому, чтобы все усложнить в плане технологий — напрямую перенося подходы и трудоемкость разработки коммерческих игр. Слайдовые курсы выставлены чем-то вроде человекоподобных обезьян в эволюции контента e-learning…  Лучшим на этой конференции был, без сомнений, Ян Шередеко из Action Learning! Он просто и наглядно показал, какую пропасть можно закрыть, если просто придумать для курса хороший вовлекающий сценарий и технологии тут не на первом месте! Те примеры, что показал Ян очень близки по духу к тому, что пытаемся нащупать мы  в Юлмарте и это радует!

Еще запомнился случайный участник конференции из Прибалтики (четко попавший в контекст!) — он рассказал, как их компания внедряет в школах настольные игры (бумажные!) по математике, химии, физике и т.п. И как они проводят очные симуляции, когда вся школа играет в химическую фабрику. Дети все это принимаю на ура!  Некоторые адепты геймификации сразу стали делать круглые глаза и предлагать перенести все в программный код, но я против! То что они делают отлично продуманно в плане методик и работает, а если учесть что наши дети уже живут в соцсетях и планшетах, то пусть хоть тут у них будет что-то реальное, а не виртуальные! Но ведь не пустят в наши школы — нет инновации…

Зато претендовал на иновацию ведущий секции по геймификации — некто с сединами и научными степенями из академического сектора. Лично по мне — он нес откровенную ахинею о каком-то портале для демонстрации того, как люди будут играть в обучающие игры… Зачем? Для кого? Это видимо не важно — главное освоить бюджетные деньги… Увы…

Послушал я и о том, что происходит в плане e-learning в школах. Там обсуждают форматы электронных учебников (это они так называют электронные версии книг читаемые с планшетов) — желающих заработать на этом много, но заработают явно не те, кто сделает лучше, а у те у кого связи надуться нужные. Учителя явно затюканы и зажаты всякими ФГОСами, требованиями и нормативами — все очень боятся ошибиться и покорно ждут приказов сверху. При этом людей, которые на практике внедряют работающие технологии дистанционного обучения, готовы «заклевать» за каждую спорную формулировку или слишком вольную трактовку.

Отмечу, что на конференции было очень мало представителей корпоративного сектора. Возможно, еще на elearnExpo (которую я пропустил) все поняли, что на этих мероприятиях интересного уже не услышать, а самим пока тоже нечем делиться.

Чтобы не заканчивать на грустной ноте, напомню о том, что представители активной часть e-learning явно и не явно демонстрировали революционное видениеБольше мы не гонимся за технологиями — теперь в нашем фокусе методики и люди работающие с этими технологиями! Пора уже, пора!

Возможно, у кого-то есть свои мысли и выводы по данной конференции или затронутым мной темам - было бы интересно узнать!

Представления: 1482

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Кстати, только мне кажется, что некий "застой" можно наблюдать не только на подобных конференциях, но и в этом сообществе? Опытом обмениваются всё меньше и меньше людей и в целом это очень ограниченный круг (горстка практиков и чуть больше теоретиков). Или это субъективно очень (в другом ритме стал работать)?

Павел, спасибо за пост, за тему, за мнение. Я в восторге!

Во-первых хочу попросить - перепостите в блог сообщества, такой материал нужно читать всем.

Во-вторых, меня невероятно радует то, что идея "не в технологиях дело" все же распространяется. Т.к. я сама давно склоняюсь к тому, что на первом месте должно быть то, понимаем ли мы как обучать, а потом уже технологии, инструменты и прочее.

В-третьих, про обсуждения и обмен практиками. Вы правы, обсуждения сужаются. Я наблюдаю это не только по форумам сообщества, но и по блогам e-learning-тематик. Активных блогов (на русск.яз) мало, в лучшем это профильные блоги преподавателей. Корп.сектор во многом загружен своими проектами и потому их реже можно видеть как на конференциях, так и в обсуждениях. Тем не менее, по секрету :), с ними легко и очень интересно в личной переписке, многие открыты к обмену опытом, только нет времени на форумы, обсуждения, даже отзывы о своих проектах. 

Очень много пробелов в e-learning как в относительно новой сфере уже заполнено: от терминологии e-learning и понимания того, что он включает, где и как используется, какие преимущества, с картинками или без, интерактив/видео/аудио - инд.подход, "за" и "против" тестов, геймификация, вирт.миры, пед.дизайн, как самим создавать курсы, какую СДО выбрать и как и кем внедрить, кто виноват и что делать если e-learning не работает -  все эти вопросы уже не требуют такого активного обсуждения, т.к. много готовых веток дискуссий, готовых постов и блогов на эту тему. Внедрение e-learning уже не новинка.

И все же, я не считаю данный этап застоем, это скорее переход на новый, и, хочется верить, более качественный уровень и развития e-learning и обмена опытом. Уровень, когда мы отойдем от философии вокруг теорий и увлеченности технологиями, даже скорее просто сможем их спокойно принять.  И тогда на первый план выйдут проекты, их результаты, опыт.  Вот это будет действительно очень интересно!

Марина, очень приятно чувствовать, что попадаешь в контекст и читать мысли, которые перекликаются с твоими. Здорово наблюдать почти единодушное согласие сообщества e-learning в том, что пора заниматься методиками, людьми и практикой, а не спорить, что с точки зрения философской концепции обучения лучше moodle или BB и  кто первый внедрит поддержку TinCan :)

Марина Литвинова сказал(а):

Павел, спасибо за пост, за тему, за мнение. Я в восторге!

Во-первых хочу попросить - перепостите в блог сообщества, такой материал нужно читать всем.

Во-вторых, меня невероятно радует то, что идея "не в технологиях дело" все же распространяется. Т.к. я сама давно склоняюсь к тому, что на первом месте должно быть то, понимаем ли мы как обучать, а потом уже технологии, инструменты и прочее.

В-третьих, про обсуждения и обмен практиками. Вы правы, обсуждения сужаются. Я наблюдаю это не только по форумам сообщества, но и по блогам e-learning-тематик. Активных блогов (на русск.яз) мало, в лучшем это профильные блоги преподавателей. Корп.сектор во многом загружен своими проектами и потому их реже можно видеть как на конференциях, так и в обсуждениях. Тем не менее, по секрету :), с ними легко и очень интересно в личной переписке, многие открыты к обмену опытом, только нет времени на форумы, обсуждения, даже отзывы о своих проектах. 

Очень много пробелов в e-learning как в относительно новой сфере уже заполнено: от терминологии e-learning и понимания того, что он включает, где и как используется, какие преимущества, с картинками или без, интерактив/видео/аудио - инд.подход, "за" и "против" тестов, геймификация, вирт.миры, пед.дизайн, как самим создавать курсы, какую СДО выбрать и как и кем внедрить, кто виноват и что делать если e-learning не работает -  все эти вопросы уже не требуют такого активного обсуждения, т.к. много готовых веток дискуссий, готовых постов и блогов на эту тему. Внедрение e-learning уже не новинка.

И все же, я не считаю данный этап застоем, это скорее переход на новый, и, хочется верить, более качественный уровень и развития e-learning и обмена опытом. Уровень, когда мы отойдем от философии вокруг теорий и увлеченности технологиями, даже скорее просто сможем их спокойно принять.  И тогда на первый план выйдут проекты, их результаты, опыт.  Вот это будет действительно очень интересно!

Павел, спасибо за отзыв, очень радуюсь, что пропустила данную конференцию :)

А вот к TinCan отношусь не так уж скептически! Это же по сути и не технология вовсе. А методика, облаченная в оболочку технологии. С удовольствием бы послушала на какой-нибудь конференции доклад практика, сделавшего вывод на реальном примере курса...

Да, я абсолютно согласна. Сейчас в ДО начинается переход от количества в качество. Надеюсь, он будет продуктивным.

Вполне согласен с Натальей Валентиновной, что переход от количества к качеству только начинается. Ваша, Павел, статья только подтверждает это - наступила пора работы с "начинкой". Хотелось бы отнестись к этому с оптимизмом. По роду своей деятельности могу сказать, что в стране достаточно много энтузиастов, работающих над созданием контента достойного внимания. Дело времени, причем недолгого.

Что касается прошедшей выставки, вероятно, недостаточно сработала система информирования корпоративного сектора (из частных бесед с представителями и руководителями образовательных учреждений). В некоторой степени активность вокруг стенда нашей компании Avrorus была обеспечена благодаря собственным усилиям.

Согласен, что TinCan не очень удачный пример. Хотя реальных примеров я пока не знаю

Кира сказал(а):

Павел, спасибо за отзыв, очень радуюсь, что пропустила данную конференцию :)

А вот к TinCan отношусь не так уж скептически! Это же по сути и не технология вовсе. А методика, облаченная в оболочку технологии. С удовольствием бы послушала на какой-нибудь конференции доклад практика, сделавшего вывод на реальном примере курса...


Сергей, а этот контент больше относится к корпоративному или академ.сектору?

Можете назвать несколько фамилий этих энтузиастов? Хотелось бы узнать поближе.


Сергей сказал(а):

наступила пора работы с "начинкой". Хотелось бы отнестись к этому с оптимизмом. По роду своей деятельности могу сказать, что в стране достаточно много энтузиастов, работающих над созданием контента достойного внимания.

Павел, спасибо за проявленный интерес к нашему мастер-классу «Автоматизированная система оценки качества электронных курсов», который проходил на выставке «Образование 3.0».

Хочу отметить, что высказанные Вами суждения о состоянии электронного обучения во многом, на наш взгляд, справедливы. Но при этом надо понимать, что мы находимся на начальном этапе процесса информатизации образования, и наличие всяких перекосов и ошибок вполне естественно. Наша задача минимизировать число таких ошибок, постараться направить процесс в правильное русло. Ваша оценка АСКДК является, на наш взгляд, слишком поверхностной и непродуманной. Ведь мы то как раз и боремся за эффективность электронного обучения, которая может быть достигнута за счет разумного использования возможностей ИТ, за недопущение использования в качестве электронных курсов сканированных учебников, слабых систем тестирования и т.п. Да, не все аспекты качества можно оценить автоматически (в частности, в настоящее время, мы не можем проверить правильность и актуальность материала). Но АСКДК является первой преградой на пути некачественного контента, попадающего в систему дистанционного обучения и в этом, смысле, способствует разумному и эффективному использования электронного обучения. Помимо всего прочего, ряд показателей, использованных в АСКДК взят из международных стандартов, относящихся к оценке качества электронного обучения.

На наш взгляд, аналогия с оценкой картин по числу мазков здесь абсолютно не уместна, хотя в лингвистике читабельность текста оценивается с использованием таких показателей как средняя длина предложений и средняя длина слов (показатель Флеша) и это также используется в АСКДК.

Жаль, что мне нам не удалось донести до Вас эту мысль в ходе мастер-класса.

"Жаль, что мне нам не удалось донести до Вас эту мысль в ходе мастер-класса."

Андрей, данная система "презентавалась" уже неоднократно и, как я понимаю, эту мысль не удалось донести ни разу.

;)

Павел, это не субъективно. Это рынок или конкурентная среда. Если Вы назовете мне компании/практиков (производящие электронный учебный контент), которые делятся между собой наработками (успешными, другие не интересны), готов к ним присоединиться :) Само собой поделимся своими наработками. 

Жалко, что таких компании/практиков или нет, или очень мало... :( 

Вам понравился Ян, так он профессионал, каких мало. А что он про инструменты и средства разработки рассказал? Я не был на конференции, но думаю, что ничего. 


Павел Безяев сказал(а):

Кстати, только мне кажется, что некий "застой" можно наблюдать не только на подобных конференциях, но и в этом сообществе? Опытом обмениваются всё меньше и меньше людей и в целом это очень ограниченный круг (горстка практиков и чуть больше теоретиков). Или это субъективно очень (в другом ритме стал работать)?

Привлёк заголовок "Образование 3.0: Застой или начало новой эры?". На самой конференции были не очень внятные попытки отделить "Образование 3.0" от предыдущих (1.0, 2.0?.). Некоторые авторы исходили из аналогии с web 2.0, web 3.0. Хотя "образование 3" идёт не только в www.

Предлагаю развивать обсуждение, что такое "Образование 3.0". И обсуждать с позиций не только преподавателей и разработчиков курсов eLearning, но и УЧАЩИХСЯ в современной ГЕОС (глобальной единой образовательной среде), которая не только высоко технологична, но и содержит информацию на разных языках из стран с разными традициями общего и профессионального образования (т.е. небывалая пестрота содержания и пониманий!)

Солидарен с Павлом Безяевым, что мы - в начале нового витка образовательных практик. Давайте вместе более чётко сформулируем свои понимания "Образования 3".
Моё понимание - в конспекте для конференции "Virtual Reality of Modern Education 2013", проведённой на этой неделе в МГГУ им. М.А.Шолохова (вложение).

Вложения:

Ответить на обсуждение

RSS

© 2019   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования