e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

Друзья

 

Вот, что подумалось. Первые компьютеры были очень большими, неудобными в использовании и малофункциональными. В то же время, они были очень дороги, и использовать их могли себе позволить только крупные и богатые организации. Со временем у компьютеров появился более дружественный и понятный интерфейс, области их применения расширились почти до бесконечности, а стоимость понизилась настолько, что доступность стала повсеместная.

 

Рынок компьютеров я привел лишь для примера. На самом деле, думаю, такая участь постигает почти все новые технологии. Сначала они очень дороги и доступны лишь малому кругу лиц. А с развитием становятся все более дешевыми, и тем самым, более массовыми. Или наоборот: более массовыми, поэтому и более дешевыми – не важно. Так вот, e-learning, как всякая новая технология должна идти (и думается, уже идет) по этому же пути развития.

 

Сначала e-learning был очень дорогим и подъемным только для крупных корпораций. Это касается и самих систем дистанционного обучения, и процесса разработки электронных курсов. А функциональность систем, между тем, была не в пример ниже настоящей. Теперь уже появилась возможность использовать инструменты e-learning и «средним» компаниям – им же тоже нужно обучать персонал. Появляются дешевые системы e-learning и средства разработки контента, в том числе и бесплатные варианты есть, в том числе и предоставляемые в виде сервисов (т.е. даже серверов своих иметь не надо). Но тут есть существенный нюанс. Представители среднего бизнеса продолжают считать технологии e-learning до сих пор для них недоступными (даже если они им реально нужны и могут в чем-то помочь). На самом же деле, недешевые – да (даже бесплатные средства в итоге стоят денег), но уже не недоступные, как раньше.

 

И вот в этом смысле у меня возникла идея подготовить некий сборник рекомендаций для среднего бизнеса, как сделать e-learning в компании более экономным и бюджетным. Ведь  много денег не бывает, и эти рекомендации могут пригодиться и крупному бизнесу. В каком виде получится этот сборник пока сложно сказать – получится ли это небольшой pdf-документ, или полноценная книга, или сборник советов на какой-нибудь интернет страничке, будет ли существовать исключительно в электронном виде или получиться напечатать бумажную версию – в процессе посмотрим.

 

Сейчас же мне нужна помощь участников сообщества в виде советов, историй, комментариев, кейсов из жизни реальных организаций.

 

Рабочая версия структуры этого сборника предполагается следующая:

 

1. Общая информация

  • что такое e-learning
  • сколько стоит e-learning
  • кому нужен e-learning

2. Инструменты e-learning, на которых можно сэкономить

  • как сэкономить на системе дистанционного обучения (примеры недорогих или бесплатных систем и сервисов)
  • как экономить на средстве разработки курсов (примеры недорогих или бесплатных программ и сервисов)
  • как экономить на проведении вэбинаров и онлайн-трансляций (примеры недорогих или бесплатных платформ и сервисов)
  • где дешево или бесплатно, но легально брать контент для курсов

3. Процесс электронного обучения в компании – где можно сэкономить

  • разработка электронных курсов (что выгоднее – самостоятельная разработка, заказ курсов внешним провайдерам или работа со фрилансерами)
  • где можно сэкономить на обслуживании и администрировании системы дистанционного обучения (что выгоднее – использовать как сервис или на собственных серверах)
  • где можно найти недорогие, но качественные готовые курсы для своей системы, или доступ к курсам
  • объединяемся с другими потенциальными заказчиками для разработки одного курса на всех
  • разрабатываем курсы и продаем их (или предоставляем доступ) другим внешним заказчикам, возвращая при этом часть средств, затраченных на разработку
  • и пр.

 

Вот примерно такая структура. Такие мысли. Содержание очень примерное. Вполне вероятно, что много пунктов добавится, а может – много пунктов исчезнет. Возможно, что кардинально изменятся все пункты, включая структуру. Вообще, пока содержание написано немного коряво и разрозненно – просто, чтобы было понятно, о чем речь будет идти в том или ином пункте.

 

Итак, какая именно помощь требуется от коллег, участников сообщества:

  1. Комментарии на тему общей структуры – о чем еще можно написать, а что лишнее
  2. Ссылки на полезные ресурсы, инструменты, сервисы, которые могут быть востребованными при создании и использовании в компании малобюджетного e-learning
  3. Примеры из жизни организаций – можно отстраненные примеры из жизни известных компаний, но лучше из жизни своих компаний – где и как удалось сэкономить, не потеряв в качестве
  4. Ну и вообще любые комментарии, высказывания на данную тему – что вообще думаете.

 

Буду признателен за любые высказывания и комментарии. Писать можно сюда в комментарии, можно в личные сообщения мне, можно на электронную почту, наконец – в аську, в скайп – как угодно, как удобно. Можно даже звонить или писать смс-ки )). Я открыт для общения с любой стороны. Прямо сейчас.

Представления: 1324

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Здравствуйте, Евгений!

Такой замах хорош для хорошей НИР. Я бы такую задачу с книгой решил бы на основе исследования тематических форумов и собственного опыта. Я встречал книги, подобные Вашем описанию, там разные участники дают разные советы по разным аспектам eLearning. Не знаю, насколько такая обширная задача как у Вас может быть решена в ближайшем будущем. Желаю удачи!

Добрый день, Юрий Николаевич

Спасибо за пожелание. Мысли, наработки, опыт и исследования форумов, конечно же, есть. Но чем больше, тем лучше. Вот и думаю, может еще кто что подкинет поучительного. )  А что за книги встречались подобные? Есть ссылки какие-нибудь?

Юрий Николаевич Белоножкин сказал(а):

Здравствуйте, Евгений!

Такой замах хорош для хорошей НИР. Я бы такую задачу с книгой решил бы на основе исследования тематических форумов и собственного опыта. Я встречал книги, подобные Вашем описанию, там разные участники дают разные советы по разным аспектам eLearning. Не знаю, насколько такая обширная задача как у Вас может быть решена в ближайшем будущем. Желаю удачи!

Пожалуйста, высылаю образец такой книжки.

Вложения:

Спасибо за образец. Правда у меня задумка несколько другая, чем просто собрать разные отзывы и комментарии по теме в один pdf-файл. Их надо еще осмыслить, переработать, причесать, структурировать и подробно изложить в контексте единого описания. Но такой, конечно, тоже вариант.

Юрий Николаевич Белоножкин сказал(а):

Пожалуйста, высылаю образец такой книжки.

Вообще-то такой труд в виде книжки быстро устареет. Я бы рассмотрел вариант целевой структурированной динамической базы знаний (идеи, предложения, сообщества, вопросы...), с голосованиями, комментариями, вставками видео и т.д. Если очень захочется, туда можно вставить и платный раздел. И вакансии, новости,...

P.S. База знаний - не успел дописать вопрос, как система уже показывает возможные ссылки с кратким содержанием вопроса.))

Ну да. Можно и "базу знаний" организовать. Правда и книжку можно - одно другому не помешает, скорее - поможет. Ведь общие советы и рекомендации долго не устареют, а инструменты, конечно, будут меняться - тут уже в динамике лучше отслеживать. В общем, есть над чем задуматься.

Правда не совсем понял ваш P.S. )

Юрий Николаевич Белоножкин сказал(а):

Вообще-то такой труд в виде книжки быстро устареет. Я бы рассмотрел вариант целевой структурированной динамической базы знаний (идеи, предложения, сообщества, вопросы...), с голосованиями, комментариями, вставками видео и т.д. Если очень захочется, туда можно вставить и платный раздел. И вакансии, новости,...

P.S. База знаний - не успел дописать вопрос, как система уже показывает возможные ссылки с кратким содержанием вопроса.))

В примечании я хотел пояснить, что такое база знаний (для уточнения понятий). Грубо говоря это специальный веб-сервис.

А почему такое внимание к малобюджетности?

Одно дело, обучение как надо, другое - как практично, третье - обучение как бюджет позволяет (или отобьется в перспективе).

Применительно к какому из перечисленных трех "типов" обучения обсуждается проблема оптимизации бюджета? ИМХО, для каждого из этих типов - разные способы оптимизации бюджетирования, экономии средств, а также и монетизации.

Честно говоря, не хотелось бы 3 пособия писать (и даже читать, наверное) на одну и ту же тему:

Первое - про обучение как надо,

Второе - про обучение как практично

Третье - про обучение как бюджет позволяет

Наконец, четвертое - про как вдуть какое-нибудь (каждое?) из обучений, перечисленных выше

P.S. Оптимизацию затрат на обучение как надо мы постоянно обсуждаем здесь.

 

А разве не может быть обучения и как надо, и как практично, и как бюджет позволяет одновременно? Думаю, может. Но не всегда. Иногда компании выбрасывают "на ветер" кучу денег на e-learning и бестолку. Иногда компании думают, что e-learning не для них, и сразу отметают такую идею, поскольку считают его слишком дорогим, хотя, может статься, в их случае можно обойтись дешевыми средствами, а то и вообще бесплатными (условно бесплатными, конечно). И уж любые компании думают, где можно сэкономить не в ущерб качеству, конечно, но не всегда находят где. И тем, и другим, и третьим, думаю, не помешает шпаргалка по экономии.

Но, в первую очередь, мое внимание к малобюджетности обусловлено желанием расположить к e-learning те организации, которые подумывают о внедрение в своих рядах такового, но боятся из-за дороговизны. Если же инструменты пригодятся еще кому-то, то это только плюс ).



Vladimir Naumov сказал(а):

А почему такое внимание к малобюджетности?

Одно дело, обучение как надо, другое - как практично, третье - обучение как бюджет позволяет (или отобьется в перспективе).

Применительно к какому из перечисленных трех "типов" обучения обсуждается проблема оптимизации бюджета? ИМХО, для каждого из этих типов - разные способы оптимизации бюджетирования, экономии средств, а также и монетизации.

Честно говоря, не хотелось бы 3 пособия писать (и даже читать, наверное) на одну и ту же тему:

Первое - про обучение как надо,

Второе - про обучение как практично

Третье - про обучение как бюджет позволяет

Наконец, четвертое - про как вдуть какое-нибудь (каждое?) из обучений, перечисленных выше

P.S. Оптимизацию затрат на обучение как надо мы постоянно обсуждаем здесь.

 

Уважаемый Евгений , а также примкнувший к нему Vladimir!
Какое-то странное рассуждение у вас. Начальный посыл Евгения - раз раньше компьютеры были дорогими, то eLearning заказчикам кажется дорогим - абсолютно не понятен. Еще более оригинальный взгляд у Владимира: а давайте мы за 1 доллар заказчика сделаем обучающий курс как надо, но не практично. Мне, имеющему степень по экономике, такие рассуждения о ценообразовании на пальцах представляются бесперспективными. Что вообще значит оптимизация затрат, в чем смысл критерия оптимальности? Никто не знает. Зато у Евгения уже есть идея на основе наших суждений написать книжку. Может для начала попробовать опубликовать статью о ценообразовании или привести здесь цифры по бюджетам и выполненным задачам в сфере eLearning? Такие цифры есть, их можно обсуждать, сравнивать, анализировать и только потом делать выводы. 
Самое главное в ценообразовании - знать требуемый объем работ для данного потребителя, после этого вычислить необходимый объем ресурсов и, наконец, рассчитать их стоимость. Мне было об этом проще говорить, если есть конкретные заказчик, бюджет и задача , тогда можно все считать и что-то предлагать. Иначе мы впадаем в софистику. ))

Может быть и малобюджетным, если сначала "как надо" и/или "как практично". А вот просто малобюджетно без "как надо" и/или "как практично" - это уже дорого и ... бессмысленно.

Почему бы компаниям сначала не продумать процессы организвции и реализации обучения с позиций "как надо" и/или "как практично", а затем уже считать, сколько это будет стоить, а не наоборот + искать затем пути экономии уже просчитанного. Мне не раз удавалось сокращать себестоимость разработки в разы, в десятки, а однажды и в сотни раз, разумеется, ради увеличения рентабельности :), когда я работал по найму.

Бюджет не гарантирует (хоть порой и помогает достичь) реализации "как надо" и/или "как практично". Точно так же как не гарантирует богатая анимация, инфографика, 3D, виртуальные  миры (за исключением тех случаев, когда без них ну никак).На практике же бюджеты ... мешают обучению как надо и/или полезно. Такой вот парадокс.

Мода на наворченный визуальный ряд, мода на убожество текстов, псевдопростоту и доступность содержания на уровне  олигофренов застила глаза как заказчикам, так и разработчикам, сформировала устойчивый стереотип, что важнее внешняя сторона, что без хорошего бюджета не выйдет хорошего курса.

Выход в удешевлении мне видится в следующем - в квалификации спецов уч.центров, обладающих компетенциями как делать обучающие продукты и процессы, обеспечивать управление учением  "как надо" и/или "как практично", а не компетенциями как дорого и эффектно. Как я уже писал, одной из компетенций педдизайнера является оптимизация бюджетов на разработку средств и процессов обучения.

Большинство корпоративных курсов таково, что их цели, задачи, содержание, сценарии, медиа могут быть реализованы десятками различных, но близких с позиций как надо и как полезно способами. Вот эти способы могут быть выполнены в широчайшем диапазоне (вплоть до разницы в несколько порядков) цен (затрат) при аналогичной или близкой результативности обучения.  Квалификация педдизайнера и состоит, среди прочего, в том, что он умеет достигать сходных результатов  в весьма широком диапазоне бюджетов.А также сбалансированно определять пропорции как надо, полезно, с одной стороны, и сколько стоит, с другой.

Разумеется, стоить труд такого спеца должен больше: чем правильный и/или полезный курс  ниже по себестоимости, тем выше должно быть вознаграждение такого спеца. Удешевишь в N раз, на S% - получишь бонус в N/k раз или в S/c процентов.


Матвеев Евгений сказал(а):

А разве не может быть обучения и как надо, и как практично, и как бюджет позволяет одновременно? Думаю, может. Но не всегда. Иногда компании выбрасывают "на ветер" кучу денег на e-learning и бестолку. Иногда компании думают, что e-learning не для них, и сразу отметают такую идею, поскольку считают его слишком дорогим, хотя, может статься, в их случае можно обойтись дешевыми средствами, а то и вообще бесплатными (условно бесплатными, конечно). И уж любые компании думают, где можно сэкономить не в ущерб качеству, конечно, но не всегда находят где. И тем, и другим, и третьим, думаю, не помешает шпаргалка по экономии.

Но, в первую очередь, мое внимание к малобюджетности обусловлено желанием расположить к e-learning те организации, которые подумывают о внедрение в своих рядах такового, но боятся из-за дороговизны. Если же инструменты пригодятся еще кому-то, то это только плюс ).

Самое главное в образовании - достичь желаемых изменений в (производственной) результативности и/или (организационном) поведении персонала.

Этого можно достичь при усвоении, к примеру, одной темы N (задачи, по-вашему) так: проведением 1-2 вебинаров, слайдовым курсом, симулятором во флеше, 3D симулятором, игровым 2D, 3D продуктом, распечаткой инструкции, видеуроком, аудио или видео подкастами, обсуждениями в соц.сетях, в духе академизма, конструктивизма, коннективизма, эвристического или директивного обучения и т.п.

Вот теперь можно поговорить и о ценообразовании ... в контексте задачи и бюджета. А можно и наоборот, об изменениях в результативности или поведении персонала в рамках бюджета. Как кому удобнее :)

Я могу и так и этак.



Юрий Николаевич Белоножкин сказал(а):

 
Самое главное в ценообразовании - знать требуемый объем работ для данного потребителя, после этого вычислить необходимый объем ресурсов и, наконец, рассчитать их стоимость. Мне было об этом проще говорить, если есть конкретные заказчик, бюджет и задача , тогда можно все считать и что-то предлагать. Иначе мы впадаем в софистику. ))

Ответить на обсуждение

RSS

© 2019   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования