e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

Недавно ознакомилась с очередной презентацией компании Bersin & Associates, в которой были приведены этапы эволюции корпоративного обучения США.

1 ЭТАП. 1970е и 1980е – Традиционное обучение и обучение с помощью компьютера (computer-based training - CBT).
Создание компьютерных тренингов тогда стоило десятки и сотни тысяч долларов. Появилось первое поколение LMS.

2 ЭТАП. С 1990х до начала 2000х – Эра e-learning.
Появление Интернет-браузера и HTML. Трансформация тренингов на CD в тренинги в web (web-based training - WBT). Эти программы были медленными, сложными в использовании и очень дорогими в производстве и поддержании. В 1998 появился термин e-learning, который представлял «новое поколение» курсов, спроектированных для использования в Интернет.
Появление больших библиотек электронного учебного контента. Некоторые курсы приобретались у специализированных компаний, а большинство производилось силами внутренних сотрудников. Компании начали активно приобретать СДО и средства быстрой разработки курсов.

3 ЭТАП. С середины 90х по сегодняшний день: Смешанное и неформальное обучение
Организации начали понимать, что e-Learning - не замещение стандартных занятий в классе с инструктором, а дополнение. Каждая тренинговая программа может быть составлена их различных учебных элементов, так, чтобы удовлетворить потребности конкретной аудитории.
В этот период также наблюдался рост «rapid e-learning». Этот подход подвергался критике специалистов в области педагогического дизайна, однако сейчас он очень широко используется.
Люди начали осознавать, что обучение в организации происходит и в неформальной обстановке. Наступила эра Google, работники быстро находят любую необходимую информацию, поэтому дизайн «формальной» учебной программы должен объединиться с более неформальным и поддерживающим контентом.

4 ЭТАП. Конец 2000 – настоящее время. Совместное, социальное и ориентированное на таланты обучение.
Сотрудники получили доступ в интернет отовсюду. Практически все могут использовать компьютер дома и на работе, графика мобильных телефонов стала очень качественной. Работники регулярно общаются в социальных сетях (типа Facebook или Одноклассники). Они хотят иметь возможность «комментировать» и «оценивать», все, что публикуется в Интернете (или интранете) и рассчитывают на возможность связаться с автором в считанные секунды. Теперь компании используют подход «управления талантами».
Работникам по-прежнему необходимо традиционное обучение в классах, но вместе с тем им необходимо наличие «учебной среды», в которой они могут найти информацию, сотрудничать и планировать их собственную программу обучения.

Это на западе. А как вы считаете, на какой ступени сегодня находится российский рынок корпоративного обучения и, в частности, e-learning?

Представления: 384

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Дотягиваем до 3 этапа
Очень хочется, не отставать, а идти в ногу с западным миром. Но нашла вот такую информацию к размышлению:

"В соответствии с составленным Международным Телекоммуникационным Союзом (International Telecommunication Union) рейтингом уровня развития информационно-коммуникационных технологий в стране в первую пятерку вошли Швеция, Дания, Исландия, Южная Корея и Норвегия. Наименее развиты телекоммуникации в Мали, Буркина Фасо и Нигере. Соединенные Штаты Америки заняли в рейтинге 11-е место, Япония - 15-е. Среди постсоветских государств самый высокий рейтинг по телекоммуникациям у Эстонии - 29-я позиция. Далее: Литва - 48-е, Латвия - 51-е, Россия - 64-е, Беларусь - 67-е, Украина - 89-е, Казахстан - 98-е." (Жилкин В.В. Инфосоциализация в образовании. - СПб.: Наука, 2007.)

Мне кажется, нам еще очень далеко до 4 этапа:(
Майя Лапухина сказал(а):
Очень хочется, не отставать, а идти в ногу с западным миром. Но нашла вот такую информацию к размышлению:

"В соответствии с составленным Международным Телекоммуникационным Союзом (International Telecommunication Union) рейтингом уровня развития информационно-коммуникационных технологий в стране в первую пятерку вошли Швеция, Дания, Исландия, Южная Корея и Норвегия. Наименее развиты телекоммуникации в Мали, Буркина Фасо и Нигере. Соединенные Штаты Америки заняли в рейтинге 11-е место, Япония - 15-е. Среди постсоветских государств самый высокий рейтинг по телекоммуникациям у Эстонии - 29-я позиция. Далее: Литва - 48-е, Латвия - 51-е, Россия - 64-е, Беларусь - 67-е, Украина - 89-е, Казахстан - 98-е." (Жилкин В.В. Инфосоциализация в образовании. - СПб.: Наука, 2007.)

Мне кажется, нам еще очень далеко до 4 этапа:(

Оппа! Беларусь опередила Украину по развитию телекоммуникаций? Интересно, по каким критериям этот рейтинг составлялся. На полном серьезе интересно!
А что касается этапов - Беларусь пока на втором...
Пока нет ощущения, что мы на 3-м этапе - больше 2-ой. 3-й этап подразумевает некую системность инициатив, проектов, подходов. Пока у нас с этим не очень хорошо. Дело в том, что по результатам первого и второго этапа развития начинаются системообразующие действия, такие как создание стратегии, подготовка положений, методик. Пока на этот уровень вышло несколько компаний, но далеко не все.

К сожалению, у нас еще не везде прошел этап отрицания новых технологий, попытки отстоять старые методы.
По моему разумению, мы находимся сразу на всех 4-х этапах одновременно и, в итоге, ни на каком из них в нормальной форме.

Ежели уподобить становление eL процессу эволюции организма, то eL должно расти, последовательно перерастая фазы беспомощного младенчества, раннего детства ... пубертатного периода ... поздней юности, взрослости ... и т.д.

Парадокс же нашего eL в том, что, не набрав нужного уровня (ЗУНов) в младенчестве и не нарастив должного веса и длины, с изъянами этого блаженного возраста, он вступило в следующую возрастную фазу, затем в очередную следующую и т.д. Недозрелые функциональные системы и душевные комплексы каждого предшествующего периода наследуются последующим. Организм формируется с «перекосами».

В итоге вышел инфантильный взрослый с детскими скелетом и мускулатурой + подростковыми максимализмом, претенциозностью и неуравновешенностью.

Не пора ли вернуться на шажок-другой назад и восстановить утраченное? Потому для нас сейчас интересны пед.дизайн и Скиннер, что мы их не переросли изнутри, не воспользовались возможностью развиться, ибо организм развиваться хочет, да не готов из-за того, что физически не дорос.

Мы росли и развивались несистемно и в неблагоприятной экологической атмосфере. Не пройдя естественным путем всех предшествующих шагов, не присвоив и не преодолев их по мере и путем нормального роста+развития, мы и далее будем стучать лбом в стену рядом с открытой настежь дверью.
Пока все элементы системы не созреют, она будет сбоить.
Согласна с вами: мы где-то на 3-4 этапе. Хотя, благодаря Web 2.0 можем дотянуться до европейцев. Кстати, у них такие же проблемы с продвижением e-learning "в массы". Поэтому преподаватели разрабатывают курсы совместно со студентами (слушателями). Например, в Рурском университете проводится конкурс таких курсов: "e-learning от студентов для студентов" - http://www.rubel.rub.de/wettbewerb
Чем дольше я думаю над вопросом, который сама же и задала в начале этой темы, тем сложнее мне найти на него ответ.

Недавно пообщалась со своей хорошей подругой, которая работает в ооочень крупной российской компании. Бюджет на обучение там сейчас заморожен. И хотя СДО у них имеется, но сейчас она практически не используется.

Я спрашиваю: планируете ли вы использовать новые бесплатные возможности сервисов web 2.0. для организации обучения? А в ответ получила: "Марина, какой web 2.0.?!! У нас некоторые сотрудники в центральном офисе даже не знают, что такое Outlook".

Стало грустно. Прежде всего от того, что эта организация по моему мнению входила в те несколько продвинутых компаний, о которых чуть выше сказала Елена Тихомирова.
Марина Унгер сказал(а):
"Марина, какой web 2.0.?!! У нас некоторые сотрудники в центральном офисе даже не знают, что такое Outlook". Стало грустно. Прежде всего от того, что эта организация по моему мнению входила в те несколько продвинутых компаний, о которых чуть выше сказала Елена Тихомирова.

Чтобы несколько развеять Вашу грусть, хочу заметить:
1) e-Learning -- штука не для всех. Как ни в одном университете ещё не было 100%-ной посещаемости, так ни в одной компании EL не доберётся до всех. Поэтому наличие "некоторых сотрудников", которые не знают и умеют того-то и того-то, еще не дает оснований ставить крест на компании.
2) Сотрудники, которые не знают, что такое Аутлук, путают монитор и компьютер, считают Гугл браузером, а Яндекс называют интернетом, очень часто ловко пользуются Одноклассниками, досками объявлений, форумами и прочими радостями современных технологий. Была бы мотивация. Так что нет никаких непреодолимых причин, по которым они не могли бы пользоваться теми же технологиями с целью обучения. Была бы, ещё раз, мотивация.

Не грустите :)
:)) Хорошо, Сергей, не буду :)

Ответить на обсуждение

RSS

© 2017   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования