e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

Технологии, связанные с использованием семантических технологий, множатся год от года. Облаcть образования, как в классической форме, так и в форме e-lerning представляет собой один из трендов этих технологий. К сожалению, нет площадки для обсуждения вопросов использования онтологий, инструментария для их создания и интерпретации, опыта использования. Объявлением этой темы  я пытаюсь  создать такую площадку. Жду Ваших предложений.

Представления: 837

Ответить на это

Ответы на эту тему форума

Простите за, наверно глупый, вопрос: что такое семантическое моделирование?

Вопрос совсем не глупый. Однозначного определения понятию "семантическое моделирование" нет и подтверждение этому Вы найдете, если  попробуете сделать запрос в сети. Одним из широко используемым смыслом этого понятия является следующий.

Рассматривая какую-либо  область знаний (предметную область или domen в терминах computer science) можно попытаться выделить среди огромного количества знания - данных, методов, правил и т.п., некоторую модель более высокого уровня абстракции, позволяющую рассматривать все элементы  предметной области как некоторые реализации элементов этой модели. Такая модель  носит название семантической модели, а ее реализация (описание) с помощью некоторых спецификаций - онтологией. В реалтности мы постоянно  строим семантические модели - выделяем концетты, определяем связи между ними, выявляем или создаем реализации этих концептов и связей. Приведу пример. Рассматривая концепт "Компетенция" можно предложить различные модели его структуры - напримен ЗУН (знания, умения, навыки). Рассматривая концепт "Ученик" мы опредлляем его связь с концептом "Компетенция" как "Имеет компетенцию". Если отображать концепты на рисунке например окружностями, а свзи между концептами линиями, то представление такой модели в виде семантической сети - смыслового графа предметной области.

 



Грегер Сергей Эдуардович сказал(а):

...Если отображать концепты на рисунке например окружностями, а свзи между концептами линиями, то представление такой модели в виде семантической сети - смыслового графа предметной области.

 

Пользуетесь ли сервисом "ментальных карт" (например, http://www.mindmeister.com/ru)?

Да, периодически для подготовки занятий, но только не сервисом а локально (XMind)

А ставите ли задачу студентам построить самим ментальные карты, скажем своей "персональной образовательной среды" (которая шире, чем программная LMS)?

Грегер Сергей Эдуардович сказал(а):

Да, периодически для подготовки занятий, но только не сервисом а локально (XMind)

Нет, поскольку  пользуюсь и обучаю студентов языку UML, то демонстрирую его применение для разных задач. Вообще говоря ментальные карты хороши в прикладном плане, для составления  "карты ума" какой-либо проблемы. Для серьезной работы по моделированию использую OWL, разрабатываю  програмный инструментарий для его использования.

Грегер Сергей Эдуардович сказал(а):

...ментальные карты хороши в прикладном плане, для составления  "карты ума" какой-либо проблемы. Для серьезной работы по моделированию использую OWL,

 

Как полезен диалог: правильно ли понял, что в семантическом моделировании Вы тяготеете к разработкам? А я к прикладному использованию иоделей

И да и нет. Здесь трудно провести  грань. В последнее время  я занимаюсь разработкой небольших онтологий для учебного процесса и инструментария, позволяющего  непрограммисту  управлять сайтом поддержки  учебного процесса  используя эти онтологии. Например, дисциплина может быть представлена соответствующей онтологией, например как граф тем этой дисциплины. Подвяжем к этой онтологии базу учебных ресурсов. Тогда формирование учебного курса будет происходить автоматически, выбором поднабора тем из онтологии дисциплины. Сейчас у меня есть прототип такого веб-сервиса, но не хватает времени довести его до публичного варианта с соответствующим интерфейсом пользователя.  И кем я в этом случае чвляюсь - разработчиком или прикладником?

Грегер Сергей Эдуардович сказал(а):

...трудно провести  грань. В последнее время  я занимаюсь разработкой небольших онтологий для учебного процесса и инструментария, позволяющего  непрограммисту  управлять сайтом поддержки  учебного процесса  используя эти онтологии. Например, дисциплина может быть представлена...  как граф тем этой дисциплины. Подвяжем к этой онтологии базу учебных ресурсов. Тогда формирование учебного курса будет происходить автоматически, выбором поднабора тем из онтологии дисциплины.  ...И кем я в этом случае чвляюсь - разработчиком или прикладником?

 

АВВ101222-5.40: На мой взгляд, нормальным человеком :-), замыкающим весь процесс - от постановки проблемы до внедрения её решений (в отличие от многих решателей частных задач)

Испытываю большое желание попросить Вас продемонстрировать этот цикл в проекте "Повседневное саморазвитие педагога в Открытом классе...".Но пока нет чёткого образа такой онтологии :(( Начал с глоссария, но до графа не дошёл.

Об использовании онтологий в образовании могу порекомендовать:

Применение web-онтологий в задачах дистанционного обучения.

Что касается демонстрации проекта, то сомневаюсь в целесообразности  показа прототипа - стыдно будет.

Спасибо Сергей эдуардович, очень кстати. Сегодня начал формировать в Открытом Классе подшивку прототипов материалов в поле "Персональная образовательная среда" - http://www.openclass.ru/blogs/193152. Один из прототипов - "Персональная образовательная среда > партнёры > С.Э.Грегер" - http://www.openclass.ru/blogs/193140. Ваша ссылка помогает сформировать ещё один прототип - "Персональная образовательная среда > ресурсы > web-онтологии".

 

По поводу "стыдно будет". Не является ли такое ощущение отголоском досетевого этапа "защиты диссертаций". А сегодня диалоги в Интернет помогают (мне по крайней мере) довести продукт "до ума". Правда, надо знать, с кем доводить.

 

Грегер Сергей Эдуардович сказал(а):

Об использовании онтологий в образовании могу порекомендовать:

Применение web-онтологий в задачах дистанционного обучения.

 

По адресу пример учебного сайта расположен сайт нашей кафедры, созданный на обсуждаемых принципах. Онтологией это назвать нелься. Модель сайта представляет собой таксономию, т.е  набор словарей со ссылками элементов друг на друга. По логину и паролю test_47122 или test_47123  в ссылкt "Учебные группы" ->"Курсы" в левом столбце странице можно посмотреть как это выглядет для студентов. В разделе "Помощь"->"Учебный курс" представлена инструкция для преподавателей по созданию учебного курса.

Ответить на обсуждение

RSS

© 2019   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования