e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

Почему интернет-родители боятся давать ребёнку планшет (эссе)

Всё хорошо в меру.

Джавахарлал Неру

 

Детский планшет воспитывает родителей

Знакомая всем картина: пятилетнего избалованного сорванца не оторвать от планшета (смартфона, компьютера). Мама тянет-потянет, папа тянет-потянет – только бабушка и оторвёт. Дитя в слёзы. Производители одного из недорогих детских планшетов ненароком придумали действенный метод убеждения. Их планшет работает автономно лишь минут 40 – затем его снова нужно заряжать. И ещё он нагревается. Теперь ребёнку можно сказать: планшет устал и хочет отдохнуть. И тебе тоже надо успокоиться.

Смартфон устал, планшет устал, компьютер устал, вся семья, все воспитатели и нянечки устали от детской непосредственности и всепоглощающего любопытства. Но ребёнок не подозревает, что кто-то вообще устал и устал из-за него. Детское время бодрствования, а с взрослением огромная, но уменьшающаяся его часть – исследование, игра и творчество. Мы даже не можем определиться, что для ребёнка труд, учёба, спорт, что для него игра, а что для него отдых. Как ребёнок отдыхает? Как говорится, ребёнок отдыхает ‒ когда спит.

Пока ребёнок спит, подумай, взрослый, о том, что это ты виноват в неадекватном поведении собственного дитя. Сунул ему смартфон или планшет и думаешь, что все проблемы решены? Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало? Да ладно бы планшет с развивающими играми – а то ведь включат телевизор, усадят малыша и забудут про него. Апофеоз ответственного воспитания: в каждой комнате и на кухне – по работающему телевизору. Телевизор в детском саду! Насыщайся, дитя, рекламой и гламуром. Теперь у тебя будет кусочное восприятие, клиповое мышление, неосознанное стремление к громкому, яркому и розовому, неумение дружить и общаться со сверстниками. Твоему недоразвитому уму не будут угрожать логика, вдумчивость и терпение. Спасибо, взрослые!

А ребёнок открыт миру, ребёнок поглощает, исследует и каждую секунду учится. Почему бы не использовать этот уникальный возраст для обучения музыке и танцам, логике и счёту, чтению и письму, умению мыслить, ориентироваться и владеть своим телом? Да потому что некогда! Папа на работе, мама в интернете. Маму зовут подруги и продукты, папу ‒ "Одноклассники" и иномарки. Хорошо, что папа хотя бы есть, а мама не бьёт и не пьёт. И вся семья не смотрит вечером затянувшийся сериал.

Скоро в школу? Ребёнок ни читать, ни считать, ни внятно говорить не может. Надо его срочно учить! Няня? Бабушка? Логопед? Детский сад? Репетитор?

Хорошо, дам ребёнку свой смартфон-планшет на часок. Какие там на Гугль Плее или Эпсторе обучающие игры есть? Бесплатные, конечно. Тык-тык-тык, на, поиграй. Через минуту ребёнок уже бросил предложенную ему скукотищу и орудует в магазине, скачивая самое первое и самое яркое. Так, а если он в Фэйсбук залезет? А если он откроет браузер? Уронит, сломает?

Хорошо, куплю ребёнку отдельный планшет и установлю обучающие приложения. Самсунг или айпэд. Дорого? Асус, Асер, Нексус. HTC. Или специальный детский планшет: вон их сколько на рынке ‒ даже Самсунг свой Samsung Kids выпустил.

 

Тебе запрещён смартфон, планшет и компьютер

Давайте разберёмся: что такое детский планшет? Вы уверены, что вы думаете именно про планшет, а не про сложносочинённую подделку? А может быть, этот планшет совсем не планшет, а удивительно отталкивающий "детский обучающий компьютер": чёрно-белый с малюсеньким экраном (модели Смешарики!, Маша и Медведь!, Лунтик!, Умка!) или фальшивая "ай-китай-пэдина" с пискливыми кнопками ("детский обучающий планшет на батарейках")?

Купили (конечно, подешевле) – та-дам! Теперь взрослый не может разобраться в этом планшете. Что ещё за "родительский кабинет"? Как выбрать приложение и его скачать? Родительский контроль? У нас и на телевизоре эта функция никогда не использовалась. А, на, малыш, сам разбирайся.

Замечательно то, что малыш как раз разберётся. Залезет в магазин, скачает Angry birds, ‒ и теперь попробуй через часок забрать у него планшет. См. начало статьи.

На фоне этого у родителя всплывает решительная и мудрая мысль: "Компьютер (смартфон, планшет) вреден ребёнку! Вот это да, вот это вовремя додумался! Я спасу своё гениальное дитя от воздействия электроники! Я куплю ему игрушек и книжек!" И ребёнок скучает среди размалёванной формальдегидной пластмассы, издающей пронзительные завывания, а яркие книжки рвёт. Кто с ним будет играть, кто ему будет читать? Сестрёнки нет, братишки нет.

Уважаемый ответственный взрослый, а тебе компьютер не вреден? Может, выкинешь свой планшетосмартофон, чтобы освободиться от зависимости? Тебе он нужен для работы? А ребёнку для развития не нужен? Видимо, нет.

 

Планшет как молоток

Когда наши дети придут в первый класс, они будут сильно отличаться друг от друга по своим способностям. Один уже умеет читать, другой быстрее всех считает, третий знает немного по-английски. Но тем различием, которое заметят и сами дети, будет наличие у приятеля интересной игрушки ‒ смартфона (планшета).  

Учительница окутана у доски меловой пылью, а отличник на первой парте бьётся с монстрами на смартфоне соседа, которому решил домашнее задание. Что мы, взрослые, знаем о современной детской жизни? Если мы действительно решили, что планшет вреден для ребёнка, чтобы избежать скандала или затаённых обидных слёз,

‒       не показываем свой смартфон детям

‒       не позволяем гостям, соседям, другим детям показывать ребёнку свой планшет

‒       выключаем Спокойной ночи, малыши, если там в мультике весёлый крокозяблик играет в компьютер

‒       не ходим с ребёнком в магазины игрушек

‒       не показываем ребёнку Фиксиков.

Во всём нужен здравый смысл. Точное сравнение компьютера с молотком привёл известный учитель математики Сергей Рукшин, воспитавший многих знаменитых математиков: "Компьютер ‒ инструмент, его надо использовать. У нас никто не организовывал 30 лет назад курсы по освоению молотка, каждый его использовал в быту, как ему нужно: хирург и невропатолог ‒ стучать по коленке, плотник ‒ забивать гвозди." Компьютерная грамотность передаётся как культурный мем, через семью, через ближайшее окружение. Да, в школе учат, но мы все знаем, чему и как учат в школе. Поэтому научи ребёнка, если умеешь сам (сама).

В отличие от пассивного телевизора, планшет и компьютер подразумевают активное взаимодействие с пользователем, фактически – общение. Мы все разговариваем со своими электронными друзьями. Любой "компьютерный планшето-смарто-фон" – просто одно из технических средств развития ребёнка, наряду с велосипедом, радиоуправляемой машинкой или конструктором. Инструмент, которым всё равно придётся научиться пользоваться в будущем, и вопрос лишь – когда начинать учиться.

Сейчас детям дарят робота-динозавра или управляемый с телефона вертолёт с видеокамерой. Довольно дорогие, но очень важные технические подарки, так же, как кубики и куклы, действительно развивающие ребёнка через игру и творчество.

Так в чём же дело? Если мы сами страдаем от болезней и зависимостей электронной интернет-эпохи, то почему не научим своих детей избежать этого в будущем? Поэтому первое правило для взрослого, ответственного за развитие ребёнка:

 

Разбираться в технических средствах лучше, чем ребёнок

Инфантильность многих родителей ставит в тупик даже маркетологов – какие детские товары и как им продавать? Для нечистых на руку дельцов выход прост: пошумнее, поярче, поглупее, подешевле. Но что делать предпринимателям, действительно озаботившимся проблемой детского обучения и обратившимся к педагогам и учёным? Разработчикам и программистам, которые делают игры для своих детей и детей своих друзей?

Развитие технологий только ускоряется, и родитель должен успевать следить за новшествами в сфере детского образования. Неисчислимо количество планшетных азбук, рисовалок, пазлов, игр для развития памяти и обучения счёту. Магазины приложений давно завели соответствующие разделы каталогов. Уже сейчас создаются не только серии развивающих электронных игр, основанные на традиционных методиках, но и детские и семейные виртуальные сервисы или даже образовательные среды (американский Agnitus, наши FROLIK, Индиго Кидс), безопасные для ребёнка при выполнении взрослым определённых условий и правил (например, завести свой "родительский методический кабинет" и хоть немного следить за времяпрепровождением ребёнка).  

Станислав Борисов, руководитель семейного образовательно-развлекательного сервиса для планшетов FROLIK, пишет: "Мы совершенно неправильно представляли себе нашего пользователя, в смысле, родителя. Мы его идеализировали, как и он себя сам: заботливый такой типаж, уделяет своему чаду время сколько надо и когда положено, с пониманием воспользуется новой образовательной методикой, с удовольствием увидит статистику своего ребёнка в цифровом сервисе. Более того, наши изначальные исследования, в которых принимали участие московские родители детей от 2 до 9 лет, подтверждали нашу уверенность в необходимости для родителей образовательного уклона в цифровом сервисе и обратной связи о поведении ребёнка в нём.

Мы ошибались."

Вовремя понять свои ошибки – достойно. Но как научить взрослых следить за обучением своих детей? Кто виноват в технической неграмотности родителей ‒ и что делать? Кто подскажет, как освоить сложное устройство хотя бы вместе с ребёнком? Беспечные родители вместо забот по изучению развивающего устройства выбирают спокойное "компьютер вреден для ребёнка".

 

Российских учёных предупреждают

Обратимся к специалистам. Существует столько наук: возрастная психология и педагогика, дидактика, методика обучения, нейрофизиология детского возраста… Что нам скажут учёные? Какой бы российский исследовательский институт, работающий в сфере электронного образования, дал нам ответы на несколько вопросов ‒ с неопровержимыми доказательствами:

‒       Как раннее взаимодействие ребёнка и электроники (в том числе и компьютера, и Интернета) влияет на дальнейшее развитие детского мышления?

‒       Каково влияние обучения ребёнка на планшете или смартфоне на его дальнейшие учебные успехи  ‒ при условии, что ребёнку "выдают" обучалку в рекомендуемом учёными возрасте (с 3-4 лет) и на рекомендуемое ими же время (20-40 минут в день)?

‒       Существуют ли доказательства того, что дети, которые в раннем возрасте играли в обучающие игры на компьютерах и планшетах, отстают от сверстников в школе?

‒       Какой планшет купить ребёнку и какие развивающие приложения, одобренные методическими советами Министерства образования и науки, поставить?

‒       Есть ли работы педагогов и методистов, которые подтверждают, что перенос традиционных педагогических методик и технологий в компьютер возможен с сохранением результатов?

По каждому из этих вопросов столько знатоков развелось, что хоть проводи международную научную конференцию! А ведь с 2015 года в российских школах можно будет наряду с бумажными учебниками использовать и электронные – уже сейчас идут успешные эксперименты! Кто доказал… ну и так далее.

Дорогие российские учёные, в какой срок и на каких условиях вы могли бы провести эксперименты (и полные научные исследования), которые ответили хотя бы на один из этих вопросов? А при наличии уже известных исследований подобного рода на английском и других языках ‒ выпустить реферативный журнал на русском?

В России нет известных мне центров научного исследования взаимовлияния детей и электронных ресурсов и гаджетов. Мы можем обратиться в прекрасные учреждения, занимающиеся науками о развитии детей, от Лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии Российской академии образования до Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек при МГППУ (Московском городском психолого-педагогическом университете). Мы можем назвать прекрасных людей, энтузиастов изучения детского развития из Ассоциации индустрии детских товаров, но нигде не изучают взаимовлияние детей и компьютеров (и прочих смартфонов). Взаимовлияние! Дети точно так же сильно влияют на современные игрушки, как и те на них. Специалисты, учитывая детскую психологию, создают "детские интуитивные визуальные интерфейсы", облегчающие ребёнку навигацию в его планшете, весёлые интерактивные детские энциклопедии и даже виртуальные арт-студии и лаборатории. 

А вот педагогические, методические эксперименты не проводятся, хотя сам по себе научный эксперимент провести несложно. Нужно на базе детского сада, экспериментального (такие есть, поверьте!) или обычного, собрать две одинаковые группы детей примерно равного возраста и способностей: группу контрольную и группу экспериментальную. Провести начальное тестирование, определив уровень знаний детей в области, например, чтения. Затем один и тот же учитель учит детей чтению: в контрольной группе ‒ традиционным методом, в экспериментальной – новым (например, с помощью обучающих игр на планшетах). По окончании изучения вновь провести тестирование, уже итоговое, и выяснить степень улучшения качества чтения в каждой группе. Такие эксперименты можно провести по любым направлениям дошкольного образования с каким угодно количеством экспериментальных возрастных групп, чтобы получить достаточно результатов для аналитики. Такие эксперименты можно провести и по музыке, окружающему миру, художественной лепке или ручному труду.

Но пока этих экспериментов нет, требовать с нынешних производителей детских развивающих приложений для планшетов каких-то "подтверждающих эффективность результатов" ‒ по меньшей мере, нелепо. К примеру, кто требовал "научного подтверждения" необходимости введения ЕГЭ? Однако нате вам. Кто проверял многолетнее влияние памперсов на психику ребёнка? Где исследования по воздействию на "дальнейшее развитие мышления ребёнка" вечно бормочущего в доме телевизора или громкоиграющей поп-музыки? Где доказательства вреда поразительно страшных и глупых китайских игрушек, переполнивших магазины? Где исследования о пользе Барби или доблестной команды Братц? Почему многие игрушки для девочек делают розовыми, отдавая дань гламуру? Видимо, это очень полезно, и скорее всего, есть толстые научные исследования, доказывающие эту пользу.

 Кто требовал результатов экспериментов по влиянию просмотра учебных телефильмов на детей? При этом существуют детские образовательные каналы у Дискавери или Нэшнл Джиографик, а в России есть "Радость моя" и "Знание". Вряд ли эти телеканалы искали для своих программ "грифа министерства" или "государственной психолого-педагогической экспертизы".  Хотя, говорят, телевизор сам по себе ребёнку вреден.

 

Детям подвластно то, что не могут взрослые

Разговоры о пользе или вреде, эффективности или бесполезности компьютеров или планшетов в раннем развитии и обучении детей следует вести совсем в другой смысловой среде. Исследуй, учись, твори. Возьми молоток (или другой инструмент, например, планшет) в руки и научись им пользоваться.

Дети живут в мире, где нет несправедливости, глупости и безответственности. Если родитель вовремя не научит ребёнка читать или будет пропадать неделями, то потом оба глубоко пожалеют. У всех детских врачей, педагогов, психологов и логопедов лишь одно требование к родителям: проводите больше времени с ребёнком! Но сколько это – "больше"? Мы все живём здесь и сейчас, и сами специалисты не выполняют все те советы, что дают родителям и воспитателям. И выполняют ли эти советы сами родители?

"Защита от умного ребёнка" ‒ так можно назвать заведомое усложнение входа в виртуальный родительский кабинет, практикуемое создателями образовательных электронных ресурсов. Малыш ищет, проверяет, исследует и умнеет на глазах. Он пока ещё знает меньше вас, но быстрее научится, догонит и перегонит Америку, потратит деньги с вашей карты.

Так что учитесь вместе с ним, осваивайте новую детскую игру лучше ребёнка, чтобы он смог вскоре выиграть у вас, хотя вы нисколько не поддавались. И не поддавались на примитивные уловки рекламы. Маркетинг детских товаров настроен на взрослую волну, и поэтому не "детский отдых", а "отдых с детьми". А детский отдых ‒ в лагере, без родителей. Да и детские труд, игра, учёба ‒ тоже всё чаще и чаще без родителей. Ребёнок должен научиться быть самостоятельным. Поэтому детская обучающая среда должна быть свободной. Можно уже проводить занятия на детских авиасимуляторах, рисовать общий рисунок с двух разных устройств за тысячу километров, хором петь детское караоке и с трёх лет учить два языка. Разве это вредно?

Прислушайтесь к своим детям:

  • Ребёнок ‒ это человек, а каждый человек заслуживает уважения.
  • Дети могут контролировать своё обучение и развитие.
  • Дети учатся, прикасаясь к предметам, двигаясь в пространстве, прислушиваясь, присматриваясь к окружающей среде.
  • Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, которое можно исследовать.
  • У детей должно быть много путей и средств заявить о себе (драматизации, музыка, пение, фотография, танцы, конструирование, беседа и т.д.).

Это философия одной из современных педагогических теорий дошкольного воспитания. Если в подобном детском саду ребёнка научат обращаться с компьютером и планшетом на специальных занятиях, то в первом классе он будет на равных с владельцами личных гаджетов. Он ещё поможет им обойти "родительский контроль".

Интернет-родители, не бойтесь вредных планшетов, а просто запомните семь простых тезисов:

  1. Раннее развитие ребёнка ‒ это гарантированное научение ребёнка с самого раннего возраста базовым навыкам и представлениям, а также поддержка выявляемых способностей ребёнка в гармонии с психофизическим ростом и поэтапной социализацией.
  2. Методики и технологии раннего развития просты, удобны и понятны.
  3. Планшет или смартфон – не развлечение, а устройство для обучения, которое можно использовать наряду с традиционными развивающими игрушками (с 3-4 лет, 20-40 мин. в день) для гарантированного научения и социализации ребёнка, выявления и развития его способностей.
  4. Ответственный за обучение ребёнка взрослый должен разбираться в электронных устройствах лучше, чем ребёнок.
  5. У ребёнка должен быть собственный смартфон или планшет, если они даны ему для обучения ‒ собственный электронный учебник.
  6. Свободная детская образовательная среда ‒ основа детского учебно-игрового киберпространства, защищающая ребёнка от опасностей планшета и интернета.
  7. Ответственный взрослый выступает как методист-любитель.

Забота о ребёнке, его здоровье и безопасность – в первую очередь. Потом – совместное развитие. Здравый смысл и тысячелетний опыт обучения детей с использованием всевозможных технических средств.

Представления: 1368

Комментарий

Вы должны быть участником e-Learning PRO, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в e-Learning PRO

Комментарий от: Виктор Крысов, Январь 14, 2014 в 12:37pm

Анна, спасибо за развёрнутый комментарий. Видимо, да, самое главное умение, необходимое родителям и учителям для налаживания контакта и работы с детьми - это самостоятельная каждодневная учёба. Взрослый что-то умеет - учит этому ребёнка. Взрослый что-то не умеет - учится этому вместе с ребёнком. Ребёнок что-то умеет - взрослый просит ребёнка научить его ("старого дурака"). Такое взаимообучение и может стать базой качественного развития детей в условиях крикливой и агрессивной внешней информационной среды. 

Комментарий от: Анна, Январь 13, 2014 в 11:38am

Хорошее эссе, эмоциональное! Это действительно актуальная тема, требующая внимания всех!

Технологии традиционно обгоняют методику и педагогику, наука молчит и тоже отстает, родители неграмотны - на самом деле ничего нового. НО: темпы жизни нарастают и в этом опасность. Не успеем сегодня, завтра будет уже поздно. 

Согласна с автором, что невозможно изолировать ребенка от жизни, от гаджетов, TV, рекламы, сверстников, взрослых.. Это естественная среда обитания и она сегодня высокотехнологична, подвижна, агрессивна, криклива и пр. Нам здесь жить уже сейчас! И поэтому в этой среде надо уметь выживать (сохранять себя) и жить (достигать своих целей). Ребенок научится и первому и второму, вопрос только в том, с какими потерями, как быстро и насколько нравственно. Взрослый в силах оказать ему помощь, если сам хотя бы функционально грамотен. Потому, что, следует признать вместе с автором, и многие взрослые сегодня "пробуксовывают", не успевая за техническим прогрессом.

Что делать? Традиционный национальный вопрос. 

"Остановиться" и подумать о приоритетах - что в жизни важно, о чем следует помнить в первую очередь. Деньги, карьера, имидж, семья, дети, отношения, любовь, уважение. Простой тест на ценностные ориентации. И поверьте, каждый из нас точно знает, что на самом деле важнее всего. Но массовая культура, навязываемая философия монетаризма поддерживают совсем другое "счастье", потребительское, частное, безличное. Проще купить... И противостоять этому очень трудно, но можно. Просто выделите каждый день хотя бы один час для общения с ребенком, разговаривайте, рисуйте, играйте. Возможно, вам потребуется планшет, осваивайте его вместе! Будьте друг к другу внимательнее и не ленитесь учиться. Особенно как родитель.

Моему ребенку подарили роликовые коньки, зимой. Спрашиваю: я не умею на них кататься, как же я его научу? Ответ: все есть в интернете - дерзайте! Вот к лету надо освоить, будем учиться вместе!

© 2017   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования