e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

Как создать правильную среду для корпоративного обучения

Практически все руководители сталкиваются с проблемой мотивации сотрудников к обучению с помощью электронных курсов. А это обучение, как показывает практика, бывает жизненно необходимо. В чем же основная причина, по которой люди не хотят учиться? И как сделать так, чтобы обучение стало востребованным среди сотрудников компании?

Пытаясь найти ответы на эти вопросы, блогер Елена Тихомирова в своей статье делает акцент на «приятном приглашении»: «Если театр начинается с гардероба, то обучение по курсу начинается до того, как человек зашел в курс. Нужно хорошее и приятное приглашение».

Полностью соглашусь с мыслью, что «обучение начинается до того, как человек зашел в курс». Но я бы хотел подойти к этой проблеме с другой стороны.

Разбираемся в терминах

Для начала рассмотрим базовое понятие нашей темы — образование. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» это понятие трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», что соответствует трактовкам и в других источниках. Отталкиваясь от данного определения, можно легко заметить, что сам по себе процесс обучения без воспитания невозможен. Либо возможен, но зависеть будет по большей части от способностей взрослого человека к самовоспитанию.

 

 

Воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе ценностей и принятых в обществе (применительно к компании — в сообществе) правил и норм поведения (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2).

Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению ЗУНами (знаниями, умениями, навыками — прим.ред.) и компетенциями (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2).

В приведенных определениях обучение предстает нам как обезличенный процесс, который всего лишь является инструментом трансляции информации. И это, по сути, основная преграда в процессе обучения, в том числе и электронного.

Единое образовательное пространство

Образование — это, по сути, целенаправленное формирование новых образов в голове человека. В компаниях обычно работают люди разных возрастов и с разным бэкграундом, в том числе образовательным. Соответственно, при общении они могут использовать различные образы и трактовки понятий и явлений. Именно поэтому часто не могут найти общий язык сотрудники не только разных отделов, но и одного отдела: люди по-разному смотрят на одно и тоже событие, действие, выражение, слово.

Например, возьмем фразу: «Парень склеил красивую модель в клубе». В зависимости от ситуации и в силу принадлежности к той или иной социальной группе, люди могут трактовать ее по-разному.

Или слово «космос», которое по-разному будет воспринимать учитель астрономии и современный школьник, трактующий его как одобрительную оценку чего-либо, недосягаемую высоту.

Поэтому желательно, чтобы процесс обучения в компании формировался в рамках единого образовательного пространства, в котором люди могут комфортно общаться и понимать друг друга. Это, в свою очередь, будет снимать напряженность в работе коллектива, а значит, понижать конфликтность и повышать мобильность рабочих процессов.

Как мотивировать сотрудников учиться

Люди не хотят учиться, если обучение ведется на сложном или непонятном для них языке, либо если они не понимают, зачем им эти знания. И, наоборот, хорошо учатся, когда знания преподносятся в понятной манере и когда осознается потребность в этих знаниях.

Задача электронного курса — давать информацию в доступном и структурированном виде с ориентацией на целевую аудиторию. Таким образом, мы можем сформулировать общее требование: электронный курс должен быть изложен на понятном и близком слушателю языке с использованием наглядных материалов (схемы, рисунки, жесты, мемы, смайлики).

 

 

Итак, как сделать e-learning востребованным среди сотрудников компании?

Во-первых, создавать актуальные курсы по запросам трудящихся, то есть снизу-вверх, избегая курсов «потому что так надо», сверху-вниз.

Во-вторых, если все-таки курсы внедряются сверху-вниз, сформировать единое образовательное пространство, в рамках которого у сотрудников сложится понимание и ответ на вопрос зачем им электронный курс и какая от него польза (будь то карьерный или профессиональный рост со всеми материальными и нематериальными достижениями).

В результате, сотрудники будут самостоятельно и с большей охотой осваивать курсы, чтобы всегда быть в теме и лучше понимать коллег (в том числе, из других компаний) и рабочие процессы.

Также статью можно посмотреть здесь.

Представления: 61

Комментарий

Вы должны быть участником e-Learning PRO, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в e-Learning PRO

© 2017   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования