e-Learning PRO

развиваем e-learning вместе

Впечатления от конференции VMPBE в виртуальном мире Second Life

О конференции

Конференция проходила в виртуальном 3D-мире «Second Life». В течение 48 часов подряд докладчики из разных стран делали презентации на темы, так или иначе связанные с использованием 3D миров в обучении. Было несколько площадок, оформленных в стиле античного амфитеатра, развалин древнего храма, костра в лесу и т.д. – офисы и конференц-залы всем явно надоели. Одновременно постоянно проходило около 5 выступлений. Посещение было бесплатным

Зачем я туда ходил

1. Получить опыт участия в мероприятии такого формата
2. Узнать, в чем плюсы использования 3D миров в обучении
3. Сравнить докладчиков из технологически развитых стран с отечественными

Характер докладов

Я был там, конечно, не все 48 часов. И посетил только 7 выступлений. Только 2 докладчика из 7 использовали во время выступления инструментарий 3D мира. Остальные, в принципе, могли бы с тем же успехом провести вебинар.

На каких докладах я был

1. Official opening - Mark Kingdon

Генеральный директор компании Linden Labs, разработчика мира Second Life. Он сказал, что 2009 год для Second Life был годом новичка, они работали над созданием системы адаптации новых пользователей. Теперь они, добившись неких результатов в этой области, хотят сменить приоритетное направление деятельности. Он выделил 3 центральных направления в 2010 году:
а) возможности пользователей по созданию объектов для мира
б) коммуникации
в) возможности пользователей для коммерческой деятельности в мире

Здесь стоит заметить, что одна из ключевых фишек Second Life заключается в том, что любой пользователь может создать что угодно в мире. И написать свою программу. Например, можно самому нарисовать и запрограммировать собаку, которая будет бегать за пользователем и выполнять команды. Или мотоцикл. Или что угодно другое, на что только фантазии хватит. И если ребята из Linden Labs сделают этот процесс максимально простым и удобным – это будет, мягко говоря, очень здорово.

2. PATINS-Project Island: Second Life as a K-12 Professional Development & Collaboration Tool - Daniel G. McNulty

Владелец острова в Second Life. Он устроил для нас экскурсию по своему острову, оборудованному для проведения занятий со школьниками. Было интересно, но я так и не понял, как конкретно проходят занятия.

В конце он сказал, что готов предоставить свой остров для занятий в те часы, когда там не работают его преподаватели. Насколько я понял, он готов это сделать бесплатно.

3. Service Learning in a Virtual World - Bruce R. Maxim

Он рассказывал про свой проект по обучению в области распределения еды и борьбы с голодом. Показал пару простых тренажеров. На мой взгляд, эти тренажеры ничего бы не потеряли, если их перенести в 2D.


4. The Reality of Transcending the Virtual - Dona Cady

Она использовала подходы древнекитайской философии для обоснования полезности коллаборативного обучения в 3D мирах. Использовала кучу философских терминов, сложно построенные фразы. Моего весьма ограниченного знания английского часто не хватало даже на то, чтобы понять смысл написанного в ее презентации. Не говоря уж о том, что она произносила вслух.

5. Teaching Mathematics in Virtual Worlds - Randall Holmes

Странный преподаватель математики. В реальной жизни он мужчина, а в Second Life предпочитает быть женщиной. Когда говорил в микрофон, искажал свой голос каким-то эффектом, чтобы он был похож на женский.

В начале его презентации мне написала личное сообщение модератор. Сказала, что у меня заводится микрофон и мешает другим участникам. Что было странно, поскольку мой микрофон был отсоединен от компьютера. Я с ней долго переписывался, пытаясь решить эту проблему. В результате все прослушал. Вообще странно, что они не могут принудительно отключить микрофон.

6. Rapid Development of Interactive Educational Content in Virtual Worlds: From Analysis to Evaluation - Allen Partidge

Интересный доклад про использование модели ADDIE при создании 3D курса. К сожалению, мне не удалось дослушать его до конца. Потому что на другой площадке началась презентация Карла Кэппа и я ушел туда.

7. Learning in 3D: A New Educational Dimension – Karl Kapp, Tony O'Driscoll

Это был, пожалуй, лучший доклад из тех, которые я посетил. Карл Кэпп со своим коллегой по полочкам разложили особенности обучения в 3D. Очень советую посмотреть запись и презентацию.

Карл Кэпп, как мне показалось, не очень уверенно себя чувствовал во время доклада. У него был очень тихо настроен микрофон, а его аватар иногда делал странные движения.

Social Events

Вместо кофе-брейков в перерывах были различные развлекательные мероприятия. Я сходил на мини-лекцию в джазовый клуб. После закрытия конференции всех позвали на концерт рок-группы, исполняющей песни коллектива Fleetwood Mac. Я туда зашел, но мне не очень понравилось. Они просто ставили фонограмму, а сами двигались на сцене, даже не всегда заботясь, чтобы их движения соответствовали звучащей музыке.

Мое мнение об этом формате конференций

Я думаю, что за таким форматом будущее. Это намного удобнее, чем очные конференции. Были, однако, и некоторые проблемы:
1. Иногда возникали технические неполадки. Как у меня, так и у ведущих
2. Так как я знаю английский далеко не идеально, иногда я не понимал, о чем говорится

Мое мнение о 3D мирах в обучении

На основании того, что я услышал, я бы выделил 3 ключевых преимущества обучения в 3D мирах:

1. Большие возможности для интерактивности
Вот несколько кейсов, которые упоминали докладчики:
- Обучение испанскому языку. Преподаватель приводит учеников в испанский город. Там они читают вывески и надписи, ходят по магазинам, ездят на общественном транспорте, заказывают еду в ресторане и просто общаются с местными обитателями.
- Обучение оказанию первой помощи. Обучаемый идет по улице, рядом с ним происходит чрезвычайное происшествие, и он должен оказать помощь пострадавшим.
- Обучение работе со сложными механизмами.

2. Большие возможности для взаимодействия с другими учениками
В вебинаре я могу только переброситься репликами в чате. В 3D мире я могу заниматься чем-то вдвоем. Например, в упомянутом кейсе по оказанию первой помощи, мы могли бы там оказаться с другим учеником. Нам нужно было бы с помощью голосовой связи по микрофону скоординировать свои действия.

3. Состояние потока
Когда человек слушает лекцию, он регулярно отвлекается на разные мысли, возникающие у него в голове и не связанные с лекцией. А когда человек играет в компьютерную игру, он часто ни на что не отвлекается, он полностью сосредоточен на игре, не пропуская ни малейшего сигнала из нее. Предполагается, что этого же можно добиться при обучении в 3D мирах.

Возможности по применению обучения в 3D мирах в России

Я думаю, что в ВУЗах и школах единственным ограничением может быть возможность доступа к интернету. У меня участие в конференции потребовало несколько гигабайт трафика.

В компаниях же технически непросто развернуть и поддерживать такую систему на своих серверах. Если же учиться через интернет, то встают вопросы конфиденциальности и безопасности.

На тех докладах, на которых я был, упоминалось много кейсов, связанных с использованием 3D миров в ВУЗах и школах, но ничего не было про использование их в компаниях.

Сравнение зарубежных специалистов в e-Learning с нашими

Так же как и у нас, там очень разный уровень. Многие из посетителей не знали даже базовых вещей, другие были весьма продвинуты. Среди докладов попадались как очень хорошие, так и весьма слабые. Так же как и нас, многие подходят к технологиям не с прагматической точки зрения, а ищут что-то удивительное и впечатляющее.

Однако у них существенно более развитое сообщество и существенно более развита культура e-Learning. Многие вещи, о которых у нас только начинают задумываться, у них уже в крови. У нас не все себе представляют, что такое вебинары, или как осуществляются коммуникации между обучаемыми в дистанционном обучении. А для них это абсолютно естественные и привычные вещи.

Итог

1. Обучение в 3D мирах, на мой взгляд, очень перспективное направление для ВУЗов и школ. В компаниях, видимо, нужно еще подождать развития технологий.
2. Следует разделять однопользовательские 3D игры в обучении и 3D миры. Первые ближе к обычным слайдовым курсам, вторые к вебинарам.
3. Чтобы нам достичь уровня более продвинутых в e-learning стран, нам нужно развитое e-Learning сообщество. Блоги и сети вроде ning – это хорошо. Теперь нужно двигаться дальше. Я с нетерпением жду отечественной большой e-Learning конференции в онлайне. Если и не в 3D мире, то хотя бы в формате вебинаров. Должен заметить, что первые шаги в этом направлении уже были сделаны, подробнее можно почитать здесь
4. На конференции я взял у некоторых докладчиков коллекции ссылок на образовательные ресурсы в Second Life. Если кому-нибудь интересно, то обращайтесь, поделюсь. Мой ник в Second Life – Mikhail Clarity.

Представления: 154

Комментарий

Вы должны быть участником e-Learning PRO, чтобы добавлять комментарии!

Вступить в e-Learning PRO

Комментарий от: Любовь, Март 11, 2011 в 12:32am

Спасибо за интересное сообщение

 

Комментарий от: Сергей Снегирёв, Апрель 4, 2010 в 3:34pm
Спасибо, прочитал с большим интересом!
Комментарий от: Дивногорцева Елена, Апрель 3, 2010 в 11:55am
Михаил, клиент клиенту рознь. В этом-то и проблема. Какая-нибудь ассоциация геймеров будет приятно удивлена, если Вы предложите им именно такой инструмент.
А бизнес сообщество эту идею вряд ли поддержит: им нужно информацию взять одим взглядом (на то у них и институт секретарей, чтобы информацию отжимать и предсталять в виде схем и таблиц). Поэтому и эл. курсы там не везде к месту.
А кто клиент у вузов? А в корпоративном обучении? "Мыслить от клиента" наша задача.
Комментарий от: Протасов Михаил, Апрель 3, 2010 в 11:35am
Елена, и что же Вы скажете об описанном здесь инструменте? Нужен ли он клиенту в данный момент?
Комментарий от: Дивногорцева Елена, Апрель 3, 2010 в 11:13am
Спасибо!:-). Специалистам e-learning необходимо знать особенности всех инструментов для того, чтобы точно подбирать инструмент под клиента. Именно понимание: кто сегодня (!!!) твой клиент (большая проблема) и в чем его нужда (еще бОльшая проблема) приведет нас к более широкому распространению e-learning в нашей стране.
А вот попытки насаждать ненужный в данный момент клиенту инструмент роняют нас в глазах наших потенциальных соратников и последователей.
Комментарий от: Elena Lokteva, Март 21, 2010 в 11:58pm
Михаил, гран мерси за пост! Очень интересно!

© 2017   Created by Elena Tikhomirova.   При поддержке

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования